14.04.2021 года, Кабинет Министров Украины принял постановление «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» № 420 (далее – постановление № 420), которым были внесены изменения у условия получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Нормативный акт вносит изменения в несколько действующих актов, но наиболее существенным изменениям подвергнется Положение о назначении жилищных субсидий, утверждённое постановлением Кабинета Министров Украины «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива» № 848 от 21.10.1995 года.
Постановление № 420 вызвало огромный резонанс в СМИ, экспертной среде, и среди граждан. Тем более, что текст вышеуказанного постановления Кабинета Министров Украины в открытом доступе появился намного позже, чем оно было принято.
Мы попробовали разобраться и донести до читателей возможные риски, связанные с принятием вышеуказанного постановления Правительства.
Документы, необходимые для получения обращения за получением субсидии
Прежде всего, новацией, введённой постановлением № 420, является требование к гражданам вновь подавать заявление о необходимости получения субсидии. Ранее, как правило, субсидия гражданам назначалась автоматически. То есть, органы социальной защиты населения пользовались уже имеющейся у них информацией. Теперь такая информация подлежит обновлению. Гражданин, обратившийся за получением государственной помощи в виде субсидии, обязан подать соответствующее заявление о назначении ему субсидии, а также декларацию о доходах и расходах. Подать заявление и сопроводительные документы можно по почте или в электронной форме на сайте Минсоцполитики или в бумажном виде через структурные подразделения по вопросам соцзащиты населения в местных органах власти. Другую информацию, необходимую для назначения жилищной субсидии, органы социальной защиты населения получают по запросам от Государственной налоговой службы Украины, Пенсионного фонда Украины, МВД, органов местного самоуправления и предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
В случае, если документы, предусмотренные пунктом 43 вышеуказанного Положения, представлены не в полном объеме, структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения информирует заявителя о необходимости представления таких документов. Вопрос назначения жилищной субсидии рассматривается структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения при условии поступления документов, которые не были представлены одновременно с заявлением, в течение 30 дней со дня подачи заявления.
Гражданин, обратившийся за назначением жилищной субсидии, имеет право предоставлять структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения дополнительные документы, не предусмотренные настоящим Положением, но необходимые для принятия объективного решения.
Должностные лица органа социальной защиты населения имеют право требовать у гражданина и другие документы, наличие которых может быть необходимо для решения вопроса о назначении субсидии.
Лицо, обратившееся за субсидией, несет ответственность за представленные сведения в заявлении, декларации, иных документах, которые повлияли на установление права, на назначение жилищной субсидии и на определение ее размера.
Лицам, обратившимся за назначением жилищной субсидии в мае-сентябре 2021 года, она будет назначена с мая 2021 года.
Жилищные субсидии нетрудоспособным неработающим лицам, проживающим сами, назначаются на норму, которая превышает установленную законодательством социальную норму жилья (далее - сверхурочная площадь жилья), если об этом указано в заявлении.
Площадь жилья, на которую назначается субсидия с учетом сверхурочной площади, рассчитывается путем увеличения социальной нормы жилья для домохозяйства на 30 процентов.
Кто имеет право обратиться с заявлением о назначении субсидии
Жилищная субсидия назначается одному из членов домохозяйства:
Жилищная субсидия не может назначаться одновременно по зарегистрированному месту жительства и по месту его фактического проживания.
Риски для граждан, которые могут повлиять на решение о предоставлении субсидии
Гражданам, претендующим на субсидию, прежде всего стоит обратить внимание на проведение проверки претендентов на её получение. Правительство приняло решение более детально проверять имущественное положение получателей государственной помощи на оплату коммунальных услуг.
Так, например, права на получение субсидии могут лишиться граждане, которые имеют депозит в банковских учреждениях на сумму, превышающую 25 прожиточных минимумов для трудоспособного гражданина (более 56 тысяч гривен). Однако, дело не в сумме. Правовая проблема заключается в том, что в Украине действует Закон Украины «О банковской тайне». Соответственно, на основании какого законодательного акта, государство будет запрашивать информацию о раскрытии тайны депозитного вклада, представляется неясным.
Кроме того, весьма проблематичной представляется возможность проверки покупки гражданином иностранной валюты на сумму 50 тысяч гривен. Дело в том, что, согласно нормам действующего законодательства, гражданин имеет права приобрести иностранной валюты в сумме, эквивалентной 150 тысячам гривен, без предъявления паспорта в пункте обмена валют.
Если говорить о значительных приобретениях (покупках), то субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг не будет назначаться в следующих случаях:
Субсидия по оплате услуг централизованного отопления не будет предоставляться гражданам, имеющим задолженность по оплате таких услуг. Исключение – документальное подтверждение оплаты задолженности, либо заключения договора по её реструктуризации.
Также весьма неоднозначным является пункт постановления, согласно которому ликвидируются специальные комиссии при органах местного самоуправления, в полномочия которых входило принятие решения по назначению субсидии в отдельных случаях.
Например, в Винницкой области, вышеуказанная комиссия, приняла решение о необходимости назначения субсидии 19-ти тысячам семей. Соответственно, если бы спец. комиссия не осуществляла рассмотрение нестандартных ситуаций, 19 тысяч семей, остались бы без субсидии на оплату отопления в отопительный сезон, что существенным образом отразилось бы на таких семьях.
На наш взгляд, наиболее противоречивым является положение постановления № 420, которым вносятся изменения в пункт 14 Положения о назначении жилищных субсидий. Данный пункт закрепляет основания, при наличии которых граждане не имеют права претендовать на получение субсидии. Наибольший спорный момент изменений в пункт 14 Положения состоит в том, что оформить субсидию не смогут граждане, которые находились за границей более 60 дней. Необходимо отметить, что в данной норме присутствует исключение для граждан, которые пребывали за пределами территории Украины, находясь в служебной командировке, лечении, обучении или ухаживая за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, что подтверждается соответствующими документами.
В связи с этим возникает резонный вопрос – как в этом случае быть гражданам, чьи дети серьёзно болеют и, в силу отсутствия необходимого лечения в нашей стране, вынуждены выезжать с детьми за границу.
Во-первых, такое лечение может растянуться намного более, чем 60 календарных дней.
Во-вторых, как правило, такое лечение стоит громадных денег и родители обращаться за помощью волонтёрским организациям, меценатам и просто неравнодушным гражданам за финансовой помощью. Тем более, что часто бывает так, что семья тратит все свои сбережения ещё до того, как узнаёт, что вылечить ребёнка находясь в Украине невозможно, по той, или иной причине. Исходя из принципов гуманности, считать таких людей финансово состоятельными, имеющими возможность не обращаться за помощью в оплате коммунальных услуг к государству, было бы в корне неправильно.
Поэтому, считаем, что в данный пункт постановления № 420, должно быть внесено следующее уточнение, что родители, чьи дети нуждаются в долгосрочном дорогостоящем лечении за пределами территории Украины и получили денежные средства на лечение ребёнка в качестве благотворительных пожертвований от физических или юридических лиц, имеют право на обращение за субсидией.
В завершении хотелось бы отметить весьма примечательную норму, которая установлена постановлением № 420. Ранее государство при перечислении гражданам, получившим право на субсидию, суммы государственной помощи, также в обязательном порядке уплачивало государственному банку «Ощадбанк» сумму комиссии в размере 0,7 процента от суммы перечисления. Теперь же обязательство по уплате такой комиссии упразднено.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.