В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 5456 от 30 апреля 2021 года, с помощью которого власти намерены предпринять очередную попытку решить затянувшуюся проблему сосуществования двух кассационных судов – Верховного Суда и Верховного Суда Украины, а также разрешить вопрос пребывающих в состоянии ликвидации высших специализированных судов.
Инициаторами законопроекта выступила группа народных депутатов, преимущественно представляющих фракции «Слуга народа» и «ОП-ЗЖ».
Напомним, что вследствие судебной реформы, проводившейся во время президентства Петра Порошенко, в Украине был создан новый Верховный Суд, который начал свою деятельность 15 декабря 2017 года. Одновременно с этим, действовавший прежде Верховный Суд Украины прекратил осуществлять правосудие. Часть его судей ушла в отставку, другие выиграли конкурс на должности судей Верховного Суда, и перешли работать в новый суд, а еще одна часть судей осталась в подвешенном состоянии, до сих пор являясь судьями Верховного Суда Украины.
21 декабря 2017 года Пленум Верховного Суда Украины фактически отказался принимать решение о прекращении деятельности и ликвидации ВСУ.
При этом в июне 2018 года Министерство юстиции начало процесс прекращения существования ВСУ как юридического лица.
Попытка ВККС перевести судей ВСУ в апелляционные суды разных юрисдикций, расположенные в столице, в итоге потерпела неудачу, а Высший совет правосудия оставил соответствующие рекомендации без рассмотрения.
18 февраля 2020 года Конституционный Суд Украины принял решение по конституционному представлению ВСУ 2016 года относительно законности его ликвидации, в котором отметил, что решить проблему сосуществования ВС и ВСУ должна Верховная Рада. При этом фактически в своем решении КСУ указал, что «новому» Верховному Суду, как институции, не угрожают какие-либо конституционные потрясения.
Согласно законопроекту № 5456 от 30.04.21 предлагается законодательно установить, что Верховный Суд Украины просто переименовывается в Верховный Суд и далее продолжает действовать именно как Верховный Суд. Именно Верховному Суду передается вся материально-техническая база, которая до сих пор находится на балансе ВСУ и высших специализированных судов, находящихся в состоянии ликвидации – ВССУ, ВХСУ и ВАСУ.
Что ждет судей ВСУ
Судьи Верховного Суда Украины (в настоящее время их остается всего 8) продолжат осуществление своих полномочий уже как судьи Верховного Суда согласно их специализации.
Отметим, что в настоящее время оставшиеся судьи ВСУ имеют следующие специализации:
административная
Олег Кривенда
Александр Волков
гражданская
Василий Гуменюк
хозяйственная
Анатолий Емец
Татьяна Жайворонок
уголовная
Галина Каныгина
Богдан Пошва
Виктор Школяров
При этом в течение шести месяцев после вступление в силу данного закона (если он таковым все же станет), бывшие судьи ВСУ должны будут пройти оценивание на соответствие занимаемым должностям. Повторному квалификационному оцениванию не подлежат только те судьи ВСУ, которые его уже успешно прошли ранее, то есть в рамках двух конкурсов в новый Верховный Суд в 2016-2017 и 2018-2019 годах. Это Олег Кривенда, Анатолий Емец, Татьяна Жайворонок и Виктор Школяров.
Интересно, что в отличие от обычных судей, оценивание судей ВСУ предлагается начать сразу с этапа собеседований. Предполагается, что активное участие в этом процессе примет Общественный совет добропорядочности.
Неудача во время оценивания или отказ от его прохождения повлекут за собой увольнение судьи ВСУ.
Также, законопроект предполагает и решение проблемы работников аппарата ВСУ. Более 60 работников аппаратов ВСУ, все еще числящихся в его штате, будут переведены на равнозначные должности в аппарат Верховного Суда. А в случае невозможности перевода на равнозначные должности, им будет предложена работа в аппарате ВС на других должностях.
Что ждет судей высших специализированных судов
Что касается судей ВССУ, ВХСУ и ВАСУ, то они смогут стать судьями Верховного Суда только после соответствующего конкурса. При этом в случае, если судьи этих судов во время конкурсов в тот или иной кассационный суд будут занимать в итоговом рейтинге одинаковую позицию, то преимущество будет отдано тому судье, который будет иметь больший стаж работы в суде кассационной инстанции.
Без конкурса судьи высших специализированных судов смогут стать только судьями апелляционных судов соответствующей специализации, предварительно написав заявления о переводе в тот или иной суд.
При этом рекомендации ВККС о переводе в суд будут не нужны – решения о переводе будет принимать непосредственно Высший совет правосудия. При этом, если в том или ином суде будет не хватать вакансий для всех желающих там работать, то штат того или иного суда должен быть расширен.
Соответствующие заявления судьи высших специализированных судов должны будут подать в течение 30 дней после вступления данного закона в силу. В случае неподачи заявления, Совет правосудия может самостоятельно перевести судей высших специализированных судов в тот или иной апелляционный суд.
После перевода в апелляции, судьи высших специализированных судов будут приравнены по уровню «социально-бытового обеспечения» к судьям Верховного Суда. По уровню денежного обеспечения - с коэффициентом 0,85 базового размера должностного оклада. Соответственно, при увольнении в отставку судьям высших специализированных судов также гарантируется назначение ежемесячного денежного содержания исходя из базового размера должностного оклада судьи Верховного Суда с учетом коэффициента 0,85.
Как и в случае с судьями ВСУ, судьи высших специализированных судов, ранее еще не прошедшие квалификационное оценивание, должны будут его пройти для подтверждения способности осуществлять правосудие. Провал во время такого оценивания или отказ от его прохождения, повлекут за собой увольнение судьи с должности.
При этом, как следует из законопроекта, судьи высших специализированных судов, в отличие от судей ВСУ, будут проходить полноценное квалификационное оценивание – с экзаменом и собеседованием.
Отметим, что в настоящее время не осуществляют правосудие в силу сложившихся обстоятельств около 50 судей ВССУ, ВХСУ и ВАСУ.
Предполагается, что после того, как закон вступит в силу, процедура ликвидации ВСУ, начатая в 2018 году, будет прекращена. То есть, фактически, Верховный Суд Украины продолжит свою деятельность далее как Верховный Суд. Одновременно с этим, будут отменены все регистрационные действия, проведенные ранее в отношении Верховного Суда.
Кроме того, законом будет установлено, что смена наименования Верховного Суда Украины, как юридического лица, на Верховный Суд, не влечет за собой прекращения всех договоров, заключенных ранее Верховным Судом как юридическим лицом.
Также, в силе останутся и все кадровые решения, принятые с 2017 года Пленумом Верховного Суда и собраниями судей кассационных судов.
Отметим, что, несмотря на то, что народные депутаты вновь пытаются устранить дуализм в существовании кассационных инстанций, однако говорить о перспективах данного законопроекта не просто.
Особенно вследствие того, что предыдущая попытка решить вопрос сосуществования ВС и ВСУ, предусмотренная президентским законопроектом № 3711, в 2020 году потерпела неудачу.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.