Восстановление ВККС: законопроект 3711-д рекомендован к принятию во втором чтении

08:57, 29 апреля 2021
Обсуждение было непростым, а сама ВККС вряд ли заработает раньше конца 2021 года.
Восстановление ВККС: законопроект 3711-д рекомендован к принятию во втором чтении
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики 28 апреля 2021 года рекомендовал парламенту принять законопроект 3711-д во втором чтении и в целом.

Данный законопроект, напомним, предусматривает восстановление работы Высшей квалификационной комиссии судей, деятельность которой была остановлена президентским законом 193-IX еще в ноябре 2019 года. Отбирать будущих членов ВККС будет специальная Конкурсная комиссия по вопросам добропорядочности из шести человек. Троих членов Комиссии должна будет делегировать Рада судей Украины, а еще троих – международные и иностранные организации, с которыми Украина сотрудничает в сфере противодействия и предотвращения коррупции, в соответствии с имеющимися договорами.

В повторном первом чтении парламент принял данный законопроект 3 марта.

Однако, как и следовало ожидать, обсуждение законопроекта 3711-д на заседании Комитета по вопросам правовой политики 28 апреля простым не получилось.

Ключевые правки

В начале заседания председатель Комитета Андрей Костин сообщил, что ко второму чтению предлагаются следующие правки в законопроект 3711-д.

Так, Конкурсную комиссию предложено сделать максимально автономной от Высшего совета правосудия.

В отличие от редакции законопроекта в первом чтении, Конкурсная комиссия получит право проводить все конкурсные процедуры самостоятельно, а не только проверять добропорядочность кандидатов в ВККС, как предполагалось ранее.

Также, Конкурсная комиссия получит право самостоятельно определять порядок и принципы своей работы, начиная от самостоятельной разработки Регламента своей работы и вплоть до утверждения правил проведения конкурса.

Кроме того, предполагается, что для того, чтобы Конкурсная комиссия смогла принимать решения, будет необходимо, чтобы ее решения принимались не менее чем четырьмя голосами – два голоса должны быть от представителей Рады судей Украины, а еще два – от представителей международных организаций. То есть, ни один из субъектов формирования Конкурсной комиссии не должен получить «контрольного» превосходства в голосах для принятия решений, как это предусматривалось ранее.

Также, выдвигать кандидатов в состав Конкурсной комиссии смогут международные и иностранные организации, которые сотрудничают с Украиной не только в сфере правосудия и судоустройства, но и в антикоррупционной деятельности.

Но при этом, как отметил А. Костин, в таком формате, то есть с участием международных экспертов, ВККС будет формироваться один раз.

В дальнейшем Конкурсная комиссия будет формироваться с участием национальных субъектов выдвижения – Рады судей Украины, Рады прокуроров Украины, Рады адвокатов Украины, Президиума Национальной академии правовых наук.

Дебаты о внешнем управлении

Как и предполагалось, наибольшие вопросы у некоторых народных депутатов вызвало участие международных и иностранных организаций в работе Конкурсной комиссии, которая будет отбирать будущих членов ВККС.

Например, народный депутат Сергей Демченко («Слуга народа») поднял вопрос, в чем вообще состоит смысл привлечения международных экспертов и организаций для формирования ВККС.

Эти же вопросы заинтересовали народных депутатов Василия Нимченко (ОП-ЗЖ) и Сергея Власенко («Батькивщина»).

«Почему Украина не может сама сформировать ВККС? Почему вы считаете, что если мы сформируем ВККС самостоятельно, то нас не поддержит международное сообщество?», - спросил у коллег по фракции С. Демченко.

«Мы двигаемся в Европейский Союз и приближаемся к международным стандартам», - коротко ответил ему Андрей Костин.

А как уточнил народный депутат Павел Павлиш («Слуга народа»), участие международных организаций в отборе членов ВККС необходимо для обеспечения «качества процесса отбора». «Мы тридцать лет сами проводили отборы и конкурсы, и результаты не очень», - отметил П. Павлиш.

На это Сергей Власенко заметил, что власти хотят отбирать с помощью международных экспертов только членов ВККС, а вот при назначении губернаторов, министров, членов наблюдательных советов и вообще топ-чиновников, конкурсные отборы, хоть в каком-то виде, властями не проводятся. 

Также, С. Власенко отметил, что в своем выводе относительно законопроекта 3711-д «Венецианская комиссия» обратила внимание на желательность делегирования своих представителей в состав Конкурсной комиссии по отбору членов ВККС со стороны международных и иностранных организаций, сотрудничающих с Украиной в сфере правосудия, а не в сфере противодействии коррупции.

При этом также выяснилось, что в Европе есть только одна страна – Албания, где иностранные эксперты в том или ином виде влияют на судебную власть.

Борьба концепций

Всего же ко второму чтению по законопроекту 3711-д, народные депутаты разных фракций подготовили несколько ключевых концепций.

Так, секретарь Комитета по вопросам правовой политики Олег Макаров («Голос») заявил о том, что главная задача – избрать достойных людей в ВККС, для чего нужно сформировать качественную Конкурсную комиссию. Формировать Конкурсную комиссию должны представители судей и международных организаций, но утверждать состав Комиссии должен председатель Высшего совета правосудия. Отбор членов Конкурсной комиссии и ВККС, по мнению О. Макарова, должен проводиться в несколько этапов. При этом финальный список членов ВККС, из числа отобранных Конкурсной комиссией, по его словам, должен утверждать Высший совет правосудия. «Конкурсная комиссия – это вспомогательный орган Совета правосудия»», - отметил О. Макаров.

При этом О. Макаров отметил, что в любом случае, ожидать возобновления работы ВККС раньше конца 2021 года не приходится.

В свою очередь Сергей Власенко выступил против участия иностранного элемента в формировании ВККС. По его словам, если уже поручать отбор членов ВККС экспертам, то это должны быть только украинские эксперты в сфере права. При этом окончательный список членов ВККС, после соответствующего конкурса, по мнению представителя «Батькивщины», также должен утверждать Совет правосудия. При этом С. Власенко предложил ввести своеобразный «переходной период», суть которого состояла бы во временной передаче права сформировать ВККС Раде судей Украины. Действовать такая ВККС должна год для того, чтобы запустить работу Комиссии после долгого простоя.  

А вот народный депутат Сергей Ионушас («Слуга народа») сообщил, что кандидатур, отобранных Конкурсной комиссией для назначения членами ВККС, должно быть больше, чем 16, чтобы у Совета правосудия было из кого выбирать. Также, по его мнению, новая ВККС должна завершить все начатые в предыдущие годы процедуры. При этом сроки пребывания кандидатов в судьи в резерве, а также сроки действия экзамена в Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности, должны быть продлены по причине того, что не работала ВККС. Судей Верховного Суда Украины С. Ионушас предложил перевести в кассационные суды Верховного Суда согласно их специализации и, тем самым, решить проблему сосуществования двух судов.  

Со своими предложениями также выступила глава Комитета Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики Анастасия Радина (Красносильская). Она заявила, что правила будущего конкурса и методики оценивания кандидатов должна утверждать сама Конкурсная комиссия, а не Совет правосудия. Иначе ВСП сможет «проигнорировать работу Конкурсной комиссии». При этом по ее словам, в составе Конкурсной комиссии не обязательно должны быть только иностранцы, ее членами могут быть украинцы, делегированные международными организациями. «Не должно быть определяющей роли судебной власти в формировании ВККС», - подытожила А. Радина, добавив, что превосходство в «весе» голосов должно быть у международных экспертов, а не у судей.

Позиция Высшего совета правосудия и Верховного Суда

Позицию Высшего совета правосудия на заседании Комитета представляла судья Оксана Блаживская.

Она отметила, что в Совете правосудия соответствующие правки к законопроекту 3711-д ко второму чтению получили буквально накануне заседания Комитета – 27 апреля.

В целом, как сообщила представитель ВСП, позиция данного органа заключается в том, что работу ВККС нужно восстановить как можно быстрее для решения достаточно сложной кадровой ситуации в судебной власти. Что касается предложений Совета правосудия к законопроекту, то, по словам представителя ВСП, большинство представителей в будущем составе ВККС должны иметь судьи. Кроме того, при назначении членов ВККС на свои должности, Совет правосудия должен иметь возможность выбора лучших кандидатов для их назначения. А значит, Конкурсная комиссия должна отобрать больше чем 16 кандидатов на должности членов ВККС.

Также, она отметила, что нужно заранее определить источник финансирования деятельности Конкурсной комиссии и секретариата комиссии.

«Конкурсная комиссия должна иметь совещательные и вспомогательные функции», - в итоге сообщила О. Блаживская.   

Позицию Верховного Суда на заседании Комитета представил заместитель председателя Верховного Суда Богдан Львов.

 «Надеюсь, что судебная система переживет и эту реформу. В судах сейчас огромный некомплект судей. Главный вопрос – как быстро заработает ВККС», - сообщил Б. Львов депутатам.  

Он отметил, что множество процедур и конкурсов с 2019 года застряли без движения, как застряло и квалификационное оценивание судей.

Кроме того, он сообщил, что ради того, чтобы ВККС заработала как можно быстрее, в некоторых вопросах можно уступить. В частности, можно согласиться, чтобы в составе ВККС судьи составляли не большинство, а половину ее состава. Также Б. Львов не выступил против участия иностранного элемента в отборе будущих членов ВККС.

Как можно более быстрый запуск работы ВККС поддержал судья КАС ВС, член Рады судей Украины Владимир Кравчук.

Как голосовали за концепции

Интересно, что Комитет правовой политики достаточно своеобразно подошел к рассмотрению законопроекта 3711-д и внесению его на рассмотрение Верховной Рады.

Вначале было решено голосовать за представленные концепции, потом за правки в законопроект и, наконец, за рекомендацию парламенту принять законопроект.

Концепцию законопроекта 3711-д, которую представил Андрей Костин, поддержали 15 членов Комитета по вопросам правовой политики. Остальные концепции, соответственно, набрали значительно меньше голосов.

После того, как Комитет перешел к рассмотрению отдельных правок, поданных депутатами, о своем несогласии с таким порядком заявил секретарь Комитета Олег Макаров («Голос»).

«Мы же уже вроде проголосовали за что-то. Что же мы сейчас снова рассматриваем?», - спросил он.

Не удовлетворившись ответом, что работа Комитета продолжается, О. Макаров демонстративно покинул его заседание. Вслед за ним, заседание покинули и депутаты других фракций, критиковавшие законопроект 3711-д.

После этого, исполняющим обязанности секретаря Комитета на заседании 28 апреля был избран народный депутат Сергей Вельможный (депутатская группа «Доверие»).

Что касается принятых правок, то, в частности, Комитет поддержал возможность пребывания членов ВККС в своих должностях два срока подряд, а также возможность Высшего совета правосудия выбирать членов ВККС из финального списка, представленного ему Конкурсной комиссией.

Финальное голосование

Финальное голосование за законопроект 3711-д проходило уже вечером в практически полупустом зале.

В итоге, за вывод Комитета о том, чтобы  рекомендовать Верховной Раде принять законопроект 3711-д во втором чтении и в целом в предложенной редакции, проголосовали 13 присутствующих народных депутатов, а еще двое народных депутатов воздержались от голосования.

Теперь законопроект 3711-д рассмотрит Верховная Рада в пленарном составе.

 Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики