В программном обеспечении Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество будет внедрен автоматизированный обмен с Единым государственным реестром юридических лиц, ФЛП и общественных формирований с целью получения достоверных сведений о названии юрлица, его руководителях и проверки полномочий представителя.
Также будут созданы технические меры предосторожности для Реестра – блокирование проведения регистрационных действий в случае несогласованности сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации прав, и в ЕГР.
Реализация этой идеи будет предусматривать также совершенствование программного обеспечения Единого реестра доверенностей с целью налаживания его эффективного взаимодействия с Реестром прав на недвижимость, в части введения возможности блокировать проведение регистрационного действия в случае окончания срока действия доверенности представителя юрлица. Об этом сообщила замминистра юстиции Ольга Онищук.
Кроме того, по ее словам, на портале «ДІЯ» появится личный кабинет владельца недвижимости.
«Для оперативной защиты имущественных прав мы планируем «вооружить» владельцев не только информацией, но и рабочим инструментарием!
Новый функционал должен предусматривать, что собственник имущества может не только оперативно получать уведомления о совершении каких-либо действий с вещными правами на недвижимость, но и должен иметь возможность блокировать проведение таких действий (самостоятельно или через уполномоченное им лицо).
Конечно, окно возможностей для такой блокировки будет не безграничным. Будет предусмотрено исключение из этого правила: случаи, когда владелец имущества не сможет применить такое блокирование, например, в случае, когда регистрационные действия будут проводиться на основании судебных решений или в порядке обращения взыскания на имущество и пр. Вопросы содержательного и функционального наполнения кабинета владельца еще будут прорабатываться рабочей группой», - подчеркнула она.
Далее, будет создан внутренний механизм, который позволит осуществить группировку субъектов в рамках записей о вещных правах в Реестре прав на недвижимость. Это обеспечит быстрый и удобный поиск по субъектному критерию.
Кроме того, будет предусмотрена идентификация субъектов с помощью автоматизированного обмена Реестра прав на недвижимость с Государственной миграционной и Государственной налоговой службой Украины.
Предлагается реализовать механизм автоматизированного обмена с внешними системами для идентификации каждого субъекта.
Минюст предлагает также обновить справочники сопроводительных документов.
«Это позволит актуализировать перечень типов документов, которые являются основанием для государственной регистрации, типов объектов, обеспечить их интероперабельность с другими автоматизированными системами, что сделает невозможным злоупотребления со стороны отдельных государственных регистраторов. Планируется создать «древовидную структуру справочника»: в будущем (в зависимости от выбранного типа документа) будет формироваться перечень обязательных действий и проверок регистратором», - добавила Ольга Онищук.
Также предлагается внедрить два основных типа объектов – земельный участок и объект строительства. Другие типы объектов будут автоматически синхронизироваться при информационном взаимодействии с Государственным земельным кадастром и Единой государственной электронной системой в сфере строительства. Реализация такой идеи будет предусматривать создание отдельного обязательного перечня действий под каждый из двух типов объектов.
Минюст предлагает также предусмотреть возможность уплаты административного сбора за проведение регистрационных действий в отношении недвижимого имущества через приложение «ДІЯ» (путем сканирования QR-кода во время визита в ЦНАП или к ближайшему регистратору).
«Вскоре ожидается запуск соответствующих проектов в трех городах - Киеве, Хмельницком и Одессе. Но реализация таких проектов потребует нормативного урегулирования: нужно предусмотреть верификацию электронных квитанций в соответствующих информационных карточках. Это лишь часть тех новшеств, над которыми работает рабочая группа», - добавила замминистра.
Стоит также отметить, что 28 апреля Кабинет Министров Украины поддержал постановление о введении экспериментального проекта по получению государственными регистраторами сведений о госрегистрации права собственности на недвижимое имущество, которые находятся в распоряжении коммунальных предприятий БТИ на бумажных носителях. Об этом сообщил Министр юстиции Украины Денис Малюська.
По словам министра, это позволит упростить регистрационные процедуры в сферах государственной регистрации недвижимости и обременений движимого имущества и обеспечит граждан и юридических лиц удобными и доступными административными услугами, в том числе в электронной форме.
«Несмотря на то, что Государственный реестр прав содержит большой объем информации о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и на объекты незавершенного строительства, об их обременениях, об объектах и субъектах этих прав, одновременно сведения этого реестра являются неполными, поскольку часть информации находится в распоряжении предприятий БТИ на бумажных носителях, ведь до 1 января 2013 они имели право осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Поэтому получение органами государственной регистрации прав и нотариусами информации, хранящейся в реестровых книгах и регистрационных делах, которые формировались предприятиями БТИ, является крайне необходимым для целей надлежащего проведения государственной регистрации прав и предоставления в полном объеме информации о вещных правах на недвижимое имущество», - отметил министр юстиции.
В связи с этим Министерство юстиции совместно с Министерством цифровой трансформации внесло предложение о реализации в течение 2021-2023 годов экспериментального проекта по получению государственным регистратором прав на недвижимое имущество с помощью Государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящихся в распоряжении предприятий бюро технической инвентаризации на бумажных носителях.
Денис Малюська уточнил, что получение необходимых сведений предполагается программными средствами Государственного реестра прав, что уменьшит количество необходимых визитов заявителя и избавит его от необходимости сбора документов в бумажной форме.
В целом изменения предусматривают:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.