27.04.2021 года вступило в силу Правления Национального Банка Украины № 7 от 22.01.2021 года.
За время, прошедшее с момента принятия постановления № 7 и до его вступления в силу, банки были обязаны выполнить требования и привести свои документы в соответствие с требованиями НБУ.
Прежде всего, постановление № 7 устанавливает требование к банкам раскрывать полную информацию об условиях кредитных и депозитных договоров, а также открытия и ведения текущего счёта.
Кроме того, банкам будет запрещено предоставлять клиенту неполное описание услуги в договоре. В качестве примера можно привести случай, произошедший в Киеве, с человеком, лично знакомым с автором. Молодая женщина, клиент одного из банков хотела досрочно прервать договор депозита, однако, как выяснилось, она такого права не имеет, хотя представители банка при заключении договора ей эту информацию не озвучили.
Соответственно, теперь банки, при заключении договора по депозитному вкладу, будут обязаны указывать точную дату прекращения действия договора и не смогут продлять его исходя из собственной инициативы, не проинформировав клиента о такой возможности.
В договорах потребительского кредита в обязательном порядке банк должен будет указать стоимость дополнительных услуг, а также казать условия, при наступлении которых, Банк получит право на изменения кредитной ставки. Важный момент – к сожалению норма об обязательном указании стоимости дополнительных услуг была бы великолепной, но, как правило, банки стоимость дополнительных услуг указывают в процентах (например комиссия за выдачу кредита – 1% от его суммы, либо от стоимости).
Текст договора должен быть не менее 11 печатных пунктов. Кроме того, не мене важным является запрет для банков включать в текст договора откровенно дискриминационные нормы. Так, например некоторые банки грешат тем, что включают в текст договора пункт о запрете для клиента на подачу жалобы, или даже на подачу иска в суд (что является прямым нарушением законодательства Украины). Или, как вариант, банки включают в договор с клиентом положение о том, что они имеют право по умолчанию использовать не только персональные данные клиента, но и его родственников в течении 50-ти, а то и 70 лет. В результате, даже после окончания договора бывшему клиенту банка и его родственникам звонят сотрудники банка и навязывают услуги кредитования и т.д.
Можно вспомнить случай, когда гражданину после возврата им кредитных средств по договору потребительского кредита перевыпустили кредитную карту, хотя заявок гражданин не подавал, насчитали долг за обслуживание кредитной карты. При этом гражданин даже не был информирован об этом долге, сотрудники банка начали звонить его родственникам и выставлять гражданина в очень нехорошем свете, что чуть ли он не мошенник. После вступления в силу постановления № 7 существует надежда, что подобные случаи станут редкостью.
Также необходимо отметить, что банки более не имеют права требовать клиента оплатить неполученную услугу, либо изменить условия договора, не известив об этом клиента.
Единственная серьёзная оговорка, предусмотренная постановлением № 7 – выше озвученные требования не применяются к Оферте, или публичной части присоединения к договору о предоставлении услуг.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.