Украина возобновляет приватизацию государственных предприятий

13:59, 31 марта 2021
Верховная Рада Украины сняла ограничения по проведению аукционов в рамках приватизации государственных предприятий, введённые в мае прошлого года в связи с пандемией COVID-19.
Украина возобновляет приватизацию государственных предприятий
Источник фото: 24tv.ua
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Несмотря на непрекращающуюся пандемию коронавируса COVID-19, Украина держит курс на возобновление процесса приватизации государственных предприятий. До 30.03.2021 года, на рассмотрении Верховной рады Украины, находились два законопроекта, которые призваны перезапустить процесс приватизации.

Это Проекты Законов: «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» № 4020 от 2.02.2021 г. и «О внесении изменения в раздел V «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества» по приватизации объектов большой приватизации» № 4543 от 24.12.2020 г. (далее – законопроект № 4020 и законопроект № 4543).

30.03.2021 года законопроект «О внесении изменения в раздел V «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества» по приватизации объектов большой приватизации» № 4543 от 24.12.2020 г., был принят Парламентом.

История вопроса

Закон Украины № 540-IX от 30.03.2020 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» внесены изменения в Закон Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества », предусмотрел прекращение приватизации государственных предприятий в период действия карантинных мер. То есть, начиная с конца марта, устанавливалось ограничение на принятие каких-либо мер по приватизации крупных объектов - как подготовки к продаже, так и самого проведения аукционов.

Также, Законом Украины № 853-IX от 02.09.2020 «О внесении изменений в Закон Украины» О приватизации государственного и коммунального имущества» (по парламентского контроля за приватизацией государственного имущества)», закреплён запрет на проведение аукционов «Большой Приватизации».

Суть предложенных законопроектов

Законопроект № 4020 разработан для утверждения перечней государственных предприятий, не подлежащих приватизации. По словам авторов законопроекта, его принятие, должно обеспечить усиление государственного контроля за сохранением имущества государственных предприятий, не подлежащих приватизации, и улучшение управления ими.

Законопроект № 4543 был принят Верховной Радой Украины с целью разблокировать, непосредственно сам процесс приватизации государственных предприятий, остановленный в связи сведением карантинных мер, вызванных необходимостью защиты населения от коронавируса COVID-19.

Согласно законопроекту № 4020, предполагается восполнить существенный и весьма опасный пробел в законодательстве Украины, регулирующем приватизацию. По состоянию на сегодня, в отечественном законодательстве отсутствует (!) перечень объектов, не подлежащих приватизации. По сути, законодательное регулирование этого стратегического (тем более в условиях необъявленной войны) вопроса, сводится к статье 4 Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества». Поэтому, предлагается утвердить следующие перечни государственных предприятий, не подлежащих приватизации, а именно:     

  • перечень акционерных обществ, в уставных капиталах которых доля корпоративных прав, принадлежащих государству, не может быть меньше 50 процентов + 1 акция и не подлежит приватизации (приложение 1) - 9обьектов;
  • перечень хозяйственных обществ и объединений, в уставных капиталах которых доля корпоративных прав, принадлежащих государству, составляет 100 процентов, государственных коммерческих и казенных предприятий, не подлежащих приватизации (приложение 2) – 74 объекта;
  • перечень объектов культуры и спорта, которые не подлежат приватизации (приложение 3) – 133 объекта;
  • перечень государственных предприятий, не подлежащих приватизации, но могут быть преобразованы в хозяйственные общества (приложение 4) – 102 объекта;
  • перечень объектов лесного хозяйства, не подлежащих приватизации (приложение 5) - 341 объект.

То есть, при составлении перечней, законодатель использовал следующий подход – в них включались те предприятия, чьи функции не могут быть в полном объёме реализованы негосударственными, коммерческими структурами. Такие предприятия можно разделить на несколько групп. Во-первых, это предприятия, обеспечивающие энергетическую безопасность и обороноспособность Украины. Во-вторых, это предприятия природных монополий. И, в-третьих, это предприятия, чья деятельность является критически важной для общества.

 Законопроект № 4543 предполагал внесение изменений в раздел V «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества» по приватизации объектов большой приватизации». Соответственно, поскольку законопроект принят, из Заключительных и переходных положений» вышеуказанного закона, будет исключена норма о запрете на проведение приватизационных аукционов.

Главная проблема

Казалось бы, законопроекты во всех аспектах являются важнейшими для нашей страны. Однако, по неизвестной причине, они разрабатывались и вносились в парламент в обратной последовательности. Логично было бы предположить, что для сохранения важнейших для государства и общества предприятий, сначала необходимо разработать и принять законопроект № 4020, устанавливающий перечни предприятий, не подлежащих приватизации. И уже затем, законопроект № 4543, разблокирующий приватизацию. Но на практике, получилось с точностью, до наоборот. И соответственно, на сегодняшний день, законопроект № 4543 принят раньше, нежели законопроект № 4020 (готовится к рассмотрению во втором чтении).

Озвученная проблема выше, создаёт серьёзнейшую опасность попадания предприятий критической инфраструктуры, оборонно-промышленного комплекса «не в те руки». Поэтому, народные депутаты, Кабинет Министров и другие заинтересованные стороны, обязаны в срочном порядке найти выход из сложившейся ситуации.

Вариант решения ситуации

В качестве варианта выхода из ситуации, можно предложить следующий механизм: 1. Срочный созыв представителей всех органов государственной власти и управления, заинтересованных в разблокировке приватизации (при обязательном участии представителей СНБО и Министерства Обороны); 2. Проведение консультаций по перечням предприятий, не подлежащих приватизации; 3. Принятие обращения к Верховной Раде Украины с требованием проведения внеочередной сессии и рассмотрения  законопроекта № 4020 с учётом замечаний и предложений государственных органов, уполномоченных на управление имуществом государственных предприятий (возможно с предоставлением статуса «неотложного»); 4. Принятие постановления Верховной Рады Украины по данному вопросу.

В случае принятия быстрых и решительных мер по объединению и последующему рассмотрению обоих законопроектов пакетным порядком, их последующем обсуждении и принятии, Украина сможет привлечь дополнительные средства в государственный бюджет для борьбы с имеющимися угрозами (пандемия, боевые действия на Востоке страны), без угрозы снижения обороноспособности и энергетической безопасности государства.    

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики