18.03.2021 года состоялось заседание Комитета Верховной рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике (далее - Комитет). Одним из вопросов, выносившихся на рассмотрение членов Комитета, был Проект Закона «О кредитных союзах» № 5125 от 22.02.2021 года.
Комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде Украины принять законопроект № 5125 за основу. Однако, 9.03.2021 года, в ВРУ, также зарегистрирован альтернативный законопроект «Об отдельных вопросах функционирования кредитных союзов» № 5125-1. Оба законопроекта призваны усовершенствовать законодательство, регулирующее деятельность кредитных союзов. Авторами законопроекта являются народные депутаты, члены Финансового Комитета Верховной рады Украины.
История вопроса
Закон Украины «О кредитных союзах» принят в 2001-м году. За 20 лет в государстве произошли значительные изменения. Поэтому, по мнению авторов его необходимо принять в новой редакции, которая бы учитывала сегодняшние экономические и финансовые реалии, а также устраняла проблемы в деятельности кредитных союзов, накопившиеся с момента их появления на финансовом рынке страны. Согласно пояснительной записке к законопроекту, авторы выделяют ряд проблем, негативно влияющие на деятельность и деловую репутацию кредитных союзов, как самостоятельных игроков финансового рынка. К основным проблемам относятся:
При разработке законопроекта авторы опирались положения Модельного закона Всемирного совета кредитных союзов (WOCCU).
Цели и задачи законопроекта
Стратегической целью является обеспечение придания кредитным союзам динамического роста, превращение их в солидных и стабильных игроков финансового рынка. Кроме того, одной из основных целей разработки законопроекта, авторы видят необходимость, обеспечения надёжной сохранности финансовых ресурсов членов кредитных союзов.
Из тактических целей и задач, также можно выделить несколько основных.
Во-первых, это существенное расширение перечня финансовых услуг, которые кредитные союзы смогут предоставлять потребителям.
Во-вторых, внедрение эффективной системы антикризисного и корпоративного управления (что невозможно одно без другого).
В-третьих, существует необходимость изменения принципов организации надзора за деятельностью кредитных союзов, а именно введения риск – ориентированного подхода и создание эффективной системы предупреждения рисков.
И, наконец, авторы законопроекта считают, что было бы полезным пересмотреть процедуру, как добровольного, так и принудительного выхода кредитных союзов с финансового рынка.
Суть новой редакции закона
Законопроект № 5125 предполагает значительную переработку положений действующего Закона Украины «О кредитных союзах». Прежде всего, это предоставление кредитным союзам прав на ведение более широкого круга видов финансовой деятельности. В частности, им может быть предоставлена возможность осуществлять валютообменные операции и отдельные виды платежных услуг.
Кроме того, кредитные союзы могут быть наделены полномочиями осуществлять посредническую деятельность на финансовом рынке, что особенно актуально в поиске заинтересованных инвесторов и помощи им с выходом на инвестиционный рынок Украины.
Также, народные депутаты планируют усовершенствовать процедуру создания, государственной регистрации и лицензирования деятельности кредитных союзов. Планируется объединить процедуры подачи заявки (и саму заявку) на начало осуществления деятельности кредитного союза и финансового учреждения.
Среди прочего, одним из важнейших аспектов, который должен быть существенно переработан, авторы считают усовершенствование системы управления кредитным союзом. По их мнению, для этого необходимо, прежде всего, изменить и дополнить новыми возможностями процедуру проведения Общего Собрания членов кредитного союза. Предлагается снизить кворум, ввести возможность проведения собрания в дистанционном режиме, расширить перечень способов уведомления членов кредитного союза о проведении собрания.
Не менее важным, народным избранникам представляется вопрос о внедрении критериев оценки профессиональной пригодности и деловой репутации лиц, принимающих решения в кредитном союзе (руководство). Кандидатура руководителя кредитного союза будет подлежать согласованию с Национальным Банком Украины. НБУ моет получить право требования замены кого-либо из руководителей, главного риск-менеджера и главного комплаенс-менеджера, руководителя подразделения внутреннего аудита, если их профессиональная пригодность и / или деловая репутация не соответствуют установленным Национальным Банком Украины требованиям.
Предполагается, также предоставить кредитным союзам право передавать часть своих функций объединённому кредитному союзу на условиях аутсорсинга.
Не остались без внимания и вопросы, связанные с формированием и управлением капиталом кредитных союзов. Законодатель имеет намерение расширить перечень источников, с помощью которых может быть пополнен капитал кредитного союза. Из нового, это могут быть: дополнительные безвозвратные взносы членов кредитного союза; субординированный долг; средства, поступившие из стабилизационного фонда, или фонда поддержки ликвидности объединённого кредитного союза.
В связи с наделением Национального Банка регуляторными и контрольными функциями для небанковских учреждений, законопроект № 5125 предусматривает существенное расширение его полномочий во время выполнения контрольно – регуляторных функций. Так, планируется предоставить НБУ полномочия по контролю сделок непосредственно кредитного союза со связанными лицами. Кроме того, Нац. Банк, сможет устанавливать повышенные экономические нормативы, а также перечень критериев оценки рисков деятельности кредитных союзов. Наконец, НБУ может получить полномочия, благодаря которым он сможет оперативно реагировать на негативные проявления в работе кредитных союзов, путём требования от администрации кредитного союза принимать срочные и в полном объёме меры к стабилизации ситуации.
В завершении, авторы законопроекта, предлагают предоставить кредитному союзу новые возможности в плане выхода с ринка. Кредитный союз, в случае нежелания продолжать деятельность, если он имеет ликвидное имущество и финансовые средства на счетах, сможет не только ликвидироваться, а присоединиться к объединённому кредитному союзу. Добровольный выход кредитного союза с финансового рынка должен будет осуществляться по чётко разработанному плану, с указанием сроков, последовательности действий органов управления и условий такого выхода.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.