Как известно, 25 января Послы «Большой семерки» (G7) опубликовали план судебной и антикоррупционной реформ в Украине.
Этот план, по словам G7, был сделан по запросу самого Владимира Зеленского.
В нем было предусмотрено приостановить процесс избрания новых судей КСУ до внедрения новой процедуры при участии международных экспертов, а также перезагрузить Высший совет правосудия.
Впрочем, украинская судебная система задалась вопросом – кто такие G7, и когда появился этот план реформ, почему он не обсуждался с судебной властью?
Посол Великобритании, которая также входит в число Послов «Большой семерки», Мелинда Симмонс приоткрыла занавес в этом вопросе, отвечая на вопросы «ЕП».
«Группа G7 – особенная. Это группа поддержки реформ. Кстати, в пятницу мы опубликовали перечень ключевых секторов, на которых планируем концентрировать свое внимание в этом году. Главным приоритетом для нас всегда была реформа в сфере правосудия, и она таким остается. Затем следуют реформы, связанные с экономическим развитием Украины - банковская, земельная и так далее. Также есть определенные реформы социального сектора, по которым мы наблюдаем, включая медицинскую реформу, децентрализацию…
Но я подчеркну – этот перечень определили не мы. Это – те направления, которые определила сама Украина, выбрав их как важнейшие на своем пути к европейской и евроатлантической интеграции», - отметила она.
«Мы в G7 не говорим Украины, что ей делать. G7 – это совещательный механизм. Мы поддерживаем реформы и даем советы, но дальше – дело Украины», - добавила Мелинда Симмонс.
Откуда появился план судебной реформы
«Мы не подталкиваем Украину. Этот документ не стал неожиданностью ни для кого – его раньше видели и в Офисе Президента Украины, и в МИД, и в Раде, и в экспертном сообществе. Поэтому мы решили его опубликовать для полной прозрачности», - отмечает Посол по поводу Плана реформ от G7.
Мелинда Симмонс рассказала, что «дорожную карту» судебной реформы, обнародованную G7, готовили США вместе с ЕС.
«Они подготовили этот документ в конце прошлого года. Тогда именно США руководили в «семерке». Это было в период, когда произошел конституционный кризис. Мы несколько раз встречались с президентом Зеленским по его просьбе, и президент попросил нас поделиться идеями о том, как можно действовать. Мы согласились и подготовили этот документ как перечень возможных советов.
И если вы прочитаете план, то увидите, что там немного нового. Почти все пункты или являются частью критериев помощи МВФ, или звучали от гражданского общества, или обсуждались в Верховной Раде. Наша дорожная карта просто собрала все эти рекомендации вместе, ведь мы в G7 всегда подчеркивали, что Украине нужна комплексная, всеобъемлющая реформа правосудия, поэтому этот документ позволял посмотреть на нее в комплексе.
Вы правы в том, что хотя многим понравился этот план, были и те, кому он не понравился. И это нормально, отношение может быть разным. Но это точно не был жест отчаяния.
К тому же судебная реформа – это длительная вещь. Моя предшественница работала над ней, предшественник моей предшественницы работал над ней, и, похоже, что мой преемник также будет это делать, потому что это – работа на годы.
Поэтому я не сомневаюсь, что мы с властью еще будем обсуждать эту дорожную карту в ближайшие месяцы. А я остановлюсь на заявлениях тех, кто воспринял этот документ негативно. Мы на самом деле горячо приветствуем критику нашей дорожной карты. Но меня поразило, что те, кто критиковал, не предложили никакой альтернативы! И я не думаю, что именно такая критика помогает вашей стране. Не нравятся наши предложения? Пожалуйста! Но если вы хотите быть конструктивными и помочь стране выйти из конституционного кризиса и провести реформу системы правосудия - то критикуя, вы должны предлагать альтернативу», - заявила Посол.
Будет Артем Сытник или другой директор НАБУ – неважно
17 февраля появился текст законопроекта Кабмина 5070, который уже успели окрестить как «об увольнении директора Национального антикоррупционного бюро Украины Артема Сытника». В нем прописано, что лицо, которое по состоянию на день вступления в силу нового Закона занимает должность первого замдиректора НАБУ, осуществляет все полномочия директора НАБУ, до момента назначения Директора НАБУ в порядке, определенном новым Законом (т. е., в порядке конкурса).
Таким образом, согласно с данной нормой первый зам Сытника Гизо Углава будет осуществлять полномочия директора НАБУ.
Впрочем, порядок смещения с должности самого Артема Сытника не прописан.
Затем 22 февраля в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5133 «О внесении изменений в статьи 85 и 106 Конституции Украины (относительно порядка назначения на должности и увольнения с должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро расследований).
Согласно с ним Президент Владимир Зеленский в порядке, который определят в законах, будет увольнять и назначать по согласованию с Верховной Радой директора НАБУ, а также директора ГБР. Однако изменения в Конституцию – долгий процесс.
«Статус НАБУ действительно должен быть урегулирован после прошлогоднего решения Конституционного Суда – на что и направлен этот правительственный законопроект. При этом правительство должно обеспечить, чтобы Бюро в случае принятия этих изменений оставалось полностью эффективным в своей деятельности, а его независимость была защищенной. Для меня это – ключевые элементы законодательства, о котором идет речь. А вопрос Артема Сытника – это для меня отдельный, совершенно отдельный вопрос.
Как его решать – это вопрос к правительству Украины. Это не мое дело – говорить украинской власти, как ей действовать, да еще и по таким деталям. А для меня и других государств-партнеров Украины важно, чтобы антикоррупционные органы сохранили независимость и способность эффективно работать.
Выбор руководителей антикоррупционных институтов остается за украинским правительством и обществом», - подчеркнула Посол.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.