Почему Зеленский ветировал закон о возобновлении конкурсов на госслужбу

11:02, 19 февраля 2021
Что именно не понравилось Президенту Зеленскому в законе о возобновлении конкурсов на госслужбу, и при чем тут вопрос о балансе ветвей власти.
Почему Зеленский ветировал закон о возобновлении конкурсов на госслужбу
Источник фото: ОП
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

На этой неделе, 16 февраля, Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно возобновления проведения конкурсов на занятие должностей государственной службы и других вопросов государственной службы» (законопроект № 4531). Его принятия требовали и европейские партнеры Украины.

Впрочем, 18 февраля закон был ветирован Президентом Владимиром Зеленским, а уже 19 февраля его предложения успели рассмотреть и одобрить профильный Комитет и ГНЭУ ВР (которое, судя по выводу, замечания Президента, скорее, не одобрило).

В частности, ГНЭУ ВР отметило, что предложения Президента создают условия для фактического игнорирования конституционных полномочий Верховной Рады Украины.

Так, Президент Украины Владимир Зеленский просит Верховную Раду изъять из нового закона нормы об ограничении полномочий заместителей министра в случае, если должность министра является вакантной. Проще говоря, речь идет об ограничении возможностей для исполняющих обязанности (и. о.) министра. Верховная Рада предложила своим законом полномочия и. о. министров урезать.

«Владимир Зеленский обращает внимание Верховной Рады, что положения, в которых говорится о выполнении первым заместителем министра или заместителями министра (в период, когда должность министра вакантна) только отдельных полномочий министра, являются неприемлемыми, ведь нарушают конституционные нормы относительно назначения по представлению Премьер-министра членов правительства Украины», - отмечает ОП.

«Если в течение длительного времени народные депутаты не назначают министра - а такое не раз у нас бывало, - эти нормы закона приведут к параличу деятельности всего министерства. В стране, которая воюет и борется с коронакризисом, когда решение нужно принять немедленно, такое недопустимо», - отметил Владимир Зеленский.

Поэтому Глава государства предлагает парламенту изъять эти нормы и рассчитывает на полную поддержку со стороны народных депутатов.

Главное научно-экспертное управление ВР отметило по поводу предложений Президента следующее.

В обоснование своей позиции Президент отметил, что, принимая законодательные нормы, «Верховная Рада Украины фактически самоустраняется от выполнения конституционных полномочий по назначению по представлению Премьер-министра членов Кабмина».

При этом Зеленский ссылается на необходимость соблюдения системы сдержек и противовесов.

Однако, как справедливо отмечает ГНЭУ, «установленный Конституцией Украины порядок назначения министров на должности (Верховной Радой Украины по представлению или Президента Украины, или Премьер-министра Украины) как раз и является проявлением принципа сдержек и противовесов в системе государственного управления».

«Конституционно установленный порядок замещения соответствующих должностей, действительно, обусловливается необходимостью тесного взаимодействия парламента с главой государства и главой правительства, а достижение консенсуса субъектов процесса назначения министров исключает возможность доминирования в вопросах формирования состава КМУ одного из них. Главное управление не может согласиться с сутью предложений Президента, поскольку полномочия, установленные ч. 4 статьи 9 действующего Закона «О центральных органах исполнительной власти» для лиц, выполняющих обязанности министра в случаях, когда его должность вакантна, стимулируют Премьер-министра Украины своевременно решать вопрос о внесении кандидатуры министров и при этом предлагать на рассмотрение парламента те кандидатуры, которые могут найти поддержку депутатского корпуса.

Исключение этих ограничений (а именно к этому сводится суть предложений) позволят исполнительной власти возможность предлагать для назначения на должности министров лиц, не имеющих поддержки законодательного органа, а в случае их назначения парламентом – назначать лиц без решения парламента «исполняющими обязанности министра», которые будут иметь все полномочия назначенного парламентом министра.

Таким образом, создаются условия для фактического игнорирования конституционных полномочий Верховной Рады Украины осуществлять назначения на должности членов Кабинета Министров Украины.

При этом не выглядит убедительным высказанный в предложениях тезис о том, что путем внесения предложенных изменений «Верховная Рада Украины фактически самоустраняется от выполнения конституционных полномочий по назначению по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины».

«Ведь эти изменения не дают парламенту возможности не рассматривать предложенные ему кандидатуры на должность министра. Парламент и после внесения этих изменений будет обязан рассматривать соответствующие кандидатуры и принимать по ним решения. Однако Конституция Украины не обязывает парламент обязательно назначить на должность определенного министра любого предложенного на рассмотрение парламента кандидата.

Отбор и представление в парламент кандидатуры, которая может найти поддержку депутатского корпуса, является обязанностью не парламента, а Премьер-министра Украины (в отдельных случаях – Главы государства), в полномочия которого Конституцией Украины (пункт 12 части первой статьи 85) отнесено представление в парламент таких кандидатур», - подчеркивает ГНЭУ.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.  

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики