Временно исполняющий обязанности министра энергетики Юрий Витренко предложил вернуться к регулированию цен на газ для населения. Так, он предложил Кабинету министров c 1 февраля 2021 года ограничить цену на газ для «уязвимых» потребителей и рассчитывать ее по формуле «цена на европейских хабах минус транспортировка в Украину» с прибавлением предельной наценки поставщика.
«По нашим подсчетам речь идет об уровне цены 5356 грн, на 44% меньше, чем средневзвешенная цена в январе. Если ничего не делать, цена в феврале вырастет еще на 15%», – заявил Витренко на своей странице в Facebook.
«Поскольку этот вопрос активно обсуждается в обществе, должен внести ясность относительно позиции Министерства энергетики по ценам на газ.
По поручению Премьер-министра мы провели мониторинг цен на газ в январе. Основными поставщиками населению (бытовым потребителям) являются региональные газоснабжающие компании, так называемые облгаззбуты.
Их цена за тысячу кубометров в январе – от 6990 до 10800 грн. Средневзвешенная – 9618 грн. В газоснабжающей компании Нафтогаза цена 7220 грн. То есть у облгаззбутов в среднем цена на 33% выше. Но при этом их доля «рынка» - 89%. Согласитесь, что-то с этим «рынком» не так.
Если применить стандартные экономические тесты (SSNIP), то мы увидим, что у нас фактически «релевантными» рынками для определения доминирующего положения являются региональные рынки, на каждом из которых доминирует традиционный поставщик (облгаззбут).
Идем дальше. Насколько цена Нафтогаза является «рыночной»? Мы рассчитали цену при условии «совершенной конкуренции» на оптовом рынке. Почему мы считаем, что сейчас там конкуренция «несовершенна»? Потому что на «релевантном» оптовом (не путать с розничным!) рынке, а по тем же стандартным тестам пределами этого рынка является Центральная и Восточная Европа, доминирует Газпром. И он не продает газ на границе РФ-Украина, блокирует экспорт газа из РФ другими компаниями, блокирует экспорт газа из Средней Азии.
Если бы Газпром этого не делал, то с экономической точки зрения можно было бы ожидать, что цена на оптовом рынке была на уровне «хаб минус траспорт» - то есть цена на ликвидном европейском рынке, куда через Украину идет газ с территории РФ, минус стоимость транспортирования от границы РФ-Украина до этого европейского рынка.
Согласитесь, продавцам этого газа было бы тогда все равно – продать газ в Украину по цене «хаб минус транспорт» или в Германию по цене «хаб», но при этом заплатить за транспортировку в Германию.
Каков уровень цены «хаб минус»?
На январь она была бы 5900 грн. То есть Нафтогаз продает по цене на 22% выше «хаб минус»
Должно ли государство спокойно за этим наблюдать? И зачем тогда держать в государственной собственности Нафтогаз, если не для того, чтобы он отстаивал национальные интересы?
Нафтогаз имеет возможности для того, чтобы активно бороться против злоупотребления Газпромом своим доминирующим положением. Нафтогаз может подавать жалобы в Европейский антимонопольный орган, он может даже инициировать новый международный арбитраж по соглашению об организации транзита, подписанному в конце декабря 2019 года.
Еще одна проблема, которая свидетельствует о проблемах на розничном «рынке» газа - подавляющее большинство, практически все потребители, имеющие контракты, по которым цена меняется каждый месяц. Это кардинально отличается от практики на развитых рынках.
Что это значит? Что потребитель должен каждый месяц следить за заявленной ценой своего поставщика, сравнивать ее с ценами других поставщиков, и быть готовым за несколько дней сменить поставщика, если текущий поставщик поставил слишком высокую цену на следующий месяц. Согласитесь, это нереально. Очень мало людей на практике так могут делать. При этом это не люди сами выбрали такой вариант - это «по умолчанию» облгагаззбуты сделали такие контракты. Правильно было бы сделать противоположным образом – когда «по умолчанию» цена фиксированная в год, но потребитель может выбрать вариант с месячной ценой и тому подобное.
Роль государства в рыночной экономике – обеспечение эффективности рынка. Это активная роль, а не роль наблюдателя. Государство не может самоустраняться, когда оно видит системные проблемы на рынке, фактически «провалы рынка» (market failure). Министерство энергетики и предложило рассмотреть вариант, когда с 1 февраля будет ограничена цена на газ для «уязвимых» потребителей – на уровне «хаб минус» с добавлением определенной предельной наценки поставщиков, причем цена будет зафиксирована на год.
По нашим расчетам речь идет об уровне цены 5356 грн, то есть на 44% меньше чем средневзвешенная цена в январе. Для понимания, если ничего не делать, то нужно ожидать, что цена в феврале увеличится еще примерно на 15%.
Укргаздобыча будет продавать поставщикам, «уязвимым» потребителям газ по цене «хаб минус». Цена будет пересматриваться раз в год на основании котировок на бирже в ноябре. Для добывающей компании даже лучше иметь фиксированную цену на год, чем каждый месяц переживать, что нужно пересматривать планы бурения из-за изменения рыночной конъюнктуры.
Поставщики смогут конкурировать, предлагая меньшую наценку к этой цене. Потребители смогут так же свободно выбирать себе поставщика, при этом, если они не являются «уязвимыми» потребителями, то они смогут выбирать и контракты не с фиксированной в год ценой, а любые другие контракты.
Это шаг вперед, к цивилизованному рынку с честной конкуренцией. Иначе проблемы на рынке могут привести к дискредитации рыночных, европейских реформ и политическому откату назад.
Сейчас предложение Министерства энергетики находится на стадии обсуждения. Могут быть «подводные камни», в частности юридические ограничения; важно учесть все риски, в частности риск манипуляций со стороны поставщиков; нам нужно спокойно объяснить МВФ, что речь идет о как раз адекватных рыночных мерах, а не об откате назад; желательно еще и привлечь международных партнеров для совместного давления на Газпром и др. Кроме того, мы готовы рассмотреть альтернативные предложения, которые лучше и оперативно решали бы указанные выше проблемы на рынке. То есть мы в работе, просьба относиться к этому с пониманием», - отметил Юрий Витренко.
Затем он написал еще один пост, где отметил наценку со стороны частных газоснабжающих компаний.
«1. Полгода с момента либерализации рынка (отмены ПСО) частные газоснабжающие компании, которые принадлежат сами догадайтесь кому, продают газ с наценкой, которая по подсчетам составляет в среднем 33% (см. предыдущее сообщение). И за это время они потеряли до 3% клиентов. То есть на 97% они получили возможность неплохо заработать. Давайте ничего не трогать и ждать?
Мало того, кто точно не имеет особенных стимулов менять поставщика, так это те, кто получает субсидию. Потому платит все равно государство, поэтому им все равно, какая цена. То есть эту высокую цену частным облгазбутам пока платит государство из бюджета (то есть даже те, кто уже сменил поставщика). Давайте ничего не трогать и ждать?
В богатой Великобритании более половины потребителей считаются «уязвимыми», хотя меньшинство из них получает субсидии. А у нас не нужно защищать уязвимых (по европейским стандартам) потребителей газа, которые не получают субсидии? Давайте ничего не трогать и ждать?
P.S. Я может где-то не там учился, жил и работал. Потому что в INSEAD и в Merrill Lynch, в Сингапуре, Франции, Великобритании и Германии я видел четкое понимание, что рынки нуждаются в эффективном регулировании со стороны государства.
P.P.S. Ну и Акерлофа можно почитать о «рынке лимонов», — написал Юрий Витренко.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.