Верховная Рада завершает свою работу в 2020 году, и очевидно, что законопроект Владимира Зеленского о судебной реформе 3711 не будет принят. Более того, его окончательное содержание еще обсуждается, хотя он был зарегистрирован Президентом как неотложный еще в июне.
В частности, обсуждение продолжается на предмет того, нужны ли Украине и насколько долго международные эксперты для того, чтобы отобрать состав новой Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) – органа, который отвечает за отбор новых судей и квалификационное оценивание (переаттестацию) действующих.
Напомним, что ВККС не работает больше года после предыдущей реформы Зеленского (законопроекта 1008), которая была признана Конституционным Судом частично неконституционной.
Парламентский Комитет по вопросам правовой политики все еще работает над правками к судебной реформе Зеленского.
Часть членов Комитета стоит на позиции, что международные эксперты не могут указывать Высшему совету правосудия (ВСП), кого назначать в Конкурсную комиссию для избрания нового состава ВККС, поскольку это вопрос конституционного суверенитета Украины. Напомним, что такая Конкурсная комиссия согласно законопроекту 3711 состоит из 6 членов, половина из которых назначается международными организациями.
На международном элементе настаивают европейские партнеры Украины, указывая на Вывод Венецианской комиссии по законопроекту 3711 и напоминая об условиях МВФ и Соглашения о макрофинансовой помощи. Так, Посол, Глава Представительства ЕС в Украине Матти Маасикас в эксклюзивном интервью для «Судебно-юридической газеты» подчеркнул, что «участие международных экспертов в Конкурсной комиссии по отбору нового состава ВККС должно быть значимым, и они должны иметь необходимые условия для выполнения своего мандата».
Впрочем, во время обсуждения правок к законопроекту 3711 член Комитета и глава подкомитета Михаил Новиков отметил, что ключевыми дискуссионными моментами на данный момент являются следующие:
«На заседании подкомитета мной были проговорены определенные предложения по урегулированию таких вопросов, которые являются ключевыми.
Что касается конституционного суверенитета в контексте участия международных экспертов в составе Конкурсной комиссии (КК) по отбору членов ВККС, есть предложение изменить редакцию статьи 95-1, в частности, абзац 3,4 ч. 3 изложить в такой редакции:
«Каждый субъект формирования Конкурсной комиссии предлагает не менее 6 кандидатов в состав КК или согласовывает общий список кандидатов».
Имеется ввиду, что если мы примем такую редакцию, то ВСП не будет получать конкретный ограниченный список кандидатов «один к одному», а будет иметь выбор и сможет самостоятельно провести соответствующий отбор членов Конкурсной комиссии из кандидатов, которые будут предложены субъектами формирования КК. Это касается как Рады судей, так и международных организаций.
Я не вижу тут рисков ограничения «международного элемента», потому что как РСУ, так и международные организации смогут подать по 6 кандидатов в КК. Из этих не менее 12 человек Высший совет правосудия сможет отобрать 6 членов в состав КК.
Таким образом, решение о формировании КК будет не формальным, а принятым действительно ВСП», - подчеркнул Михаил Новиков.
«Я думаю, что если будет такая редакция, то предостережения, звучавшие относительно посягательства на конституционный суверенитет, были бы сняты, поскольку окончательное решение о составе КК будет принимать Высший совет правосудия», - добавил он.
Отметим, что много вопросов у активистов ранее вызывала роль Уполномоченного Верховной Рады по защите прав человека, которая заменяет «международный элемент», если международные организации не смогут в срок подать своих кандидатов в состав отборочной комиссии ВККС.
Так, относительно Уполномоченного ВР по защите прав человека предлагается заменить его в части альтернативы международным экспертам, изложив ч. 4 в такой редакции:
«В случае, если в определенный этим законом срок субъекты формирования КК не предложат лиц в состав КК или предложили недостаточное количество, то таких лиц предлагает Совет прокуроров Украины, Совет адвокатов Украины, Национальная академия правовых наук в лице Президии на протяжении 15 дней».
Каждый из субъектов предлагает не менее 6 кандидатов.
«Определяя такую альтернативу международным организациям, которые будут предлагать свои кандидатов в состав КК, мы исходили из того, что в условиях пандемии проводить съезды и большие собрания практически невозможно. Мы шли по аналогии и искали орган, подобный Раде судей Украины (СПУ, САУ, Президия НАПрН).
После года назначения ВККС субъекты, которые являются альтернативными, также смогут подготовиться к участию в формировании КК путем приведения их учредительных документов в соответствии с новым законом», - отметил Михаил Новиков.
Что касается временности работы КК, то ч. 6 ст. 95-1 предлагается изложить в следующей редакции.
«Срок полномочий Конкурсной комиссии и ее членов, назначенных ВСП, прекращается через один год после назначения полномочного состава ВККС».
Дальнейший отбор членов ВККС осуществляется КК в составе национальных субъектов.
Предлагается, чтобы далее Конкурсную комиссию ВККС формировали Совет прокуроров Украины, Совет адвокатов Украины, Национальная академия правовых наук в лице Президии.
Таким образом, предлагается предусмотреть, что если международные организации не смогут уложиться в срок для подачи кандидатур в комиссию по отбору ВККС, то формировать ее будут украинские органы: Совет прокуроров Украины, Совет адвокатов Украины, Национальная академия правовых наук в лице Президии.
Впрочем, обсуждение окончательного текста законопроекта еще продолжается.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.