В ходе онлайн-заседания Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики 2 декабря его члены пообщались с первым заместителем Министра финансов Денисом Улютиным и замглавы ГСА Сергеем Чорнуцким. Также по видеосвязи присутствовали глава Высшего совета правосудия Андрей Овсиенко, его заместитель Алексей Маловацкий и глава Рады судей Богдан Монич.
Глава Комитета Андрей Костин заявил, что Минфин не учел в доработанном проекте Государственного бюджета на 2021 год № 4000 потребности судебной власти и предложения, направленные Комитетом по вопросам правовой политики.
«Не учтены дополнительно необходимые расходы на Конституционный Суд – на 69 млн грн. На Высший совет правосудия в сумме 17 млн грн. На Верховный Суд – 421 млн грн. На Высший антикоррупционный суд 87 млн грн. И на ГСА – 5 млрд 656 млн грн.
Не предусмотрены средства ни на судейское вознаграждение, ни на оплату труда сотрудников аппарата судов, должности которых являются сегодня вакантными. Но мы понимаем, что они будут заполняться», - сказал Андрей Костин, имея ввиду, что Минфин забыл о необходимости заполнения 2000 вакансий судей в Украине и выделении соответствующих средств на вознаграждение будущим судьям.
Первый замминистра финансов Денис Улютин в ответ отметил:
«Сумма, которую мы закладываем в проект бюджета на 2021 год, является достаточной для выполнения задач Государственной судебной администрацией.
Это даст возможность обеспечить зарплату в местном суде на уровне 106 тысяч грн.
В апелляционном суде – на уровне 212 тыс. грн.
Высшем антикорсуде – 227 тыс. грн в месяц.
Верховном Суде – 400 тыс. грн в месяц.
Конституционном Суде Украины – 430 тыс. грн в месяц.
Я не думаю, что такие уровни зарплат каким-то образом могут повлиять на независимость судебной ветви власти.
Учитывая то, что Госбюджет должен быть своеобразным балансом между всеми расходами и приоритетами государства, сумма в 19 млрд грн, предусмотренная на следующий год судебной власти, является возможно недостаточной, но точно не слишком маленькой», - подчеркнул он.
«Размер прожиточного минимума для расчета зарплаты судей (и госслужащих) в проекте Бюджета остается на уровне текущего года – 2102 грн. И условия оплаты труда будут сохранены на уровне 2020 года.
Мы исходили из возможностей и ресурсного обеспечения госбюжета. Я понимаю, что дополнительный запрос от судебной системы был 26 миллиардов грн, но мы все должны понимать, что такие дополнительные средства изыскать нереально.
Что касается дополнительных расходов. Мы предусмотрели, что таковые будут на добор судей на 431 судью. Мы предусмотрели дополнительно 692 млн грн на их денежное обеспечение.
Между первым и вторым чтением мы обработали предложения народных депутатов, которые были указаны во второй части бюджетных выводов. Мы их сможем рассмотреть в случае наличия средств.
Хочу сообщить, что между первым и вторым чтением был сокращен дефицит госбюджета на 5,3% ВВП за счет сокращения расходов и увеличения доходов. В целом на 2,2 млрд были сокращены расходы. Невозможно было учесть все пожелания депутатов, поэтому обеспечение судебной системе осталось на уровне первого чтения.
Что касается расходов на 2020 год, то объем расходов на ГСА не уменьшался, когда происходило сокращение расходов для наполнения Фонда борьбы с коронавирусом. Более того, они были увеличены на 1 млрд грн.
На сегодня из плановых 15,7 млрд грн кассовые расходы составили 3,7, неиспользованные расходы около 608 млн грн.
Кроме того, есть нераспределенные средства спецфонда около 341 млн грн. По нашим подсчетам и информации Госказначейства, мы видим что на судейское вознаграждение на этот месяц остаток средств еще остается около 1,1 млрд грн, что, учитывая среднемесячные выплаты судей, дает возможность без премий осуществить выплаты судьям», - подчеркнул Денис Улютин.
В ответ на слова главы ВСП Андрея Овсиенко о том, что сейчас в аппаратах судов некоторые сотрудники получают по 4 тыс. грн, Улютин отметил, что это «невозможно».
«Минимальная зарплата с сентября 5 тыс. грн. Меньше 5 тысяч никто не получает», - заявил он.
Улютин добавил, что ГСА является главным распорядителем бюджетных средств, и именно ГСА может перераспределять средства, чтобы они максимально эффективно использовались.
«Что касается проблемы с отправкой судами писем – мы о ней знаем. Проблема касается также и нас, исполнительной власти. Дело в том, что стоимость отправки одного письма высокая, но мы не можем на нее повлиять и на «Укрпочту». Законопроект о том, чтобы уйти от отправки судами писем «Укрпочтой» и перейти к электронной версии нам очень нравится», - подчеркнул первый замминистра.
Член Комитета Роман Бабий отметил, что судебная система – это не только судьи.
«Это и аппарат, и расходы развития, которые совсем не предусмотрены. Вы говорите, что нужно вводить электронный способ коммуникации, что это сэкономит средства судов. Но, извините, если ГСА не за что финансировать развитие ЕСИТС (системы электронного правосудия – прим. ред.), то как такую коммуникацию вообще внедрять?
Президент огласил следующий год годом диджитализации и, вместе с тем, абсолютно не закладываются средства на эту статью расходов, которая бы в последующем экономила бюджетные средства», - подчеркнул Роман Бабий.
В ответ Улютин отметил, что «3,4 млрд грн – доходы спецфонда, которые можно тратить на развитие». «Если больше поступит, то больше и потратите», - подчеркнул он.
«Что касается расходов.
Минфин не может просто так добавить. Тогда нужно у кого-то забрать. Если надо забрать у культуры – хорошо, это может быть инициатива народных депутатов. Но просто добавить сверху то, что не может быть профинансировано, мы не можем», - подчеркнул зам Сергея Марченко.
Снять средства со строительства дорог, по его словам, невозможно.
Замглавы ВСП Алексей Маловацкий, в свою очередь, подчеркнул, что ни о какой диджитализации речи быть не может, поскольку в судах проблемы с интернетом.
«Даже видеоконференции в судах первой инстанции провести невозможно. А это те суды, которые рассматривают дела избирателей. Это касается и прав лиц, которые содержатся под стражей. Право на доступ к правосудию которых сейчас грубо нарушается, и об этом Украине в очередной раз затем скажет ЕСПЧ.
Половина судов в Украине обратилась с тем, что прекращено финансирование отправки судебных повесток и другой корреспонденции. Со следующего года осуществление правосудия в Украине будет остановлено», - подчеркнул Маловацкий.
Глава Верховного Суда также отметила, что на данный момент проблемы есть и у ВС.
«Суды сообщают нам, что не могут на наш запрос прислать дело в Верховный Суд, только наложенным платежом, чтобы мы забрали его с почты за свои средства. Правосудие может просто остановиться», - отметила она.
В свою очередь, глава РСУ Богдан Монич подчеркнул, что суды не просили «26 миллиардов», о которых говорит Улютин. Необходимая сумма – 5,6 млрд грн.
Замглавы ГСА Сергей Чорнуцкий заявил, что ГСА не может следовать советам Минфина и перераспределять средства:
«С чего нам перераспределять средства? Из текущих средств (финансирование которых 30%), из средств на ЕСИТС, которых выделено ровно 0? Или же с зарплаты их перераспределять?»
«На 2021 год аналогичная цифра. То есть, те же проблемы, что и сегодня, будут в следующем году.
Даже на тех судей, которые уж назначены указами Президента, нет средств на судейское вознаграждение», - отметил он.
«Из 25 000 сотрудников аппарата мы сможем платить только 22 000, и то в сумме 8,6 тыс. грн зарплаты. Кого вы предлагаете сокращать: судей или сотрудников аппарата?
Сегодня два месяца, как заблокированы счета профильного предприятия ГСА. Скорость интернета в судах уже снижена, но он может быть вообще отключен. Так как мы будем отправлять письма участникам процесса по электронной почте? Отправка электронной почтой не решает этой проблемы», - подчеркнул замглавы ГСА.
Также требуется 1,2 млрд грн компенсации судьям, которым было недоплачено судейское вознаграждение во время карантина (после решения КСУ, который признал такое ограничение неконституционным).
«Вопрос не в том, что ГСА просит на развитие. Не на развитие, а на выживание сейчас не хватает», - подчеркнул Чорнуцкий.
Денис Улютин в ответ отметил, что в общем фонде для сотрудников аппарата действительно предусматривается 8,6 тыс. грн. Остальные средства для выплаты 13 тысяч грн и выше предусматриваются из специального фонда, который формируется за счет судебного сбора.
«Мы не можем предусмотреть в общем фонде более 8,6 тыс. грн.
Дополнительные 5 млрд грн без существенных изменений Бюджетного и Налогового кодексов выделить невозможно.
Если забирать с дорог, то нужно тогда вносить изменения в Бюджетный кодекс и перераспределять акцизный налог, который полностью идет 100% в спецфонд и формируется дорожный фонд.
Что касается ГСА, на сегодня остаток неиспользованных открытых ассигнований – это то, что по росписи довели ГСА, но ГСА не принесла платежных поручений – 70 млн грн. Это отправка корреспонденции, услуги связи и пр.
Более того, хочу сообщить, что нераспределенные средства спецфонда, которые могут быть направлены ГСА, составляют 341 млн грн.
Что касается перераспределений, Минфин уже сделал 5 перераспределений на сумму 262,7 млн грн», - заявил Улютин.
В ответ замглавы ГСА Сергей Чорнуцкий подчеркнул, что кому, как ни первому заму Министра финансов, нужно знать, почему не использованы ассигнования.
«Дело в том, что с 9 ноября казначейство (а казначейство открывает ассигнования именно по согласованию с Минфином) не открывает нам 214 млн грн ассигнований. Откройте их, и мы их используем.
Не открывает почему? Потому что нет средств на казначейском счете. Поэтому их и не открывают.
На данный момент казначейство пропускает только защищенные статьи. Ассигнования же на марки, бумагу, картриджи, услуги связи – это незащищенные статьи», - отметил Чорнуцкий.
На вопрос главы Комитета Андрея Костина, может ли КМУ оперативно решить этот вопрос, Улютин ответил лишь то, что «открытие ассигнований осуществляется согласно Бюджетному кодексу».
Итак, на 2021 год предусмотрены средства на 5431 судью из расчета, что в 2021 году займут свои должности еще 431 судья. То есть заполнить все 2000 вакансий даже при условии возобновления работы ВККС, не выйдет.
На вопрос членов Комитета о том, почему нельзя заложить больше средств и выйти на определенный дефицит бюджета в следующем году, Улютин однозначено ответил:
«Увеличение дефицита государственного бюджета невозможно.
Это тот потолок, который заложен ввиду обязательств перед нашими международными партнерами, если мы хотим профинансировать дефицит бюджета в 2021 году.
223 млрд грн - дефицит общего фонда. 5,3% нам нужно выдержать дефицит. Иначе мы не сможем занять денег на внешних рынках.
Поэтому Минфин, исходя из возможностей экономики государства, определил именно такой объем средств.
Если депутаты хотят увеличить расходы на судебную власть, то мы можем их перераспределить в рамках расходов, которые предусмотрены в госбюджете, сняв с других статей», подчеркнул Улютин.
В итоге Комитет утвердил обращение к Комитету ВР по вопросам бюджета с предложением учесть предложения Комитета по правовой политике в полном объеме, а также проинформировал главу Верховной Рады, премьер-министра, глав Минфина и Минюста о принятом решении.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.