Как известно, Президент Владимир Зеленский в своем видеоблоге заявил, что ФОПы и наемные работники, чья сфера деятельности попадает под закрытие из-за карантина, получат единовременную материальную помощь в размере 8 тыс. грн.
«Для этого нужно сделать три шага: 1. зайти в приложение «Дія» 2. Ввести данные 3. Номер банковской карты. Далее проверка данных и максимум через несколько дней 8000 гривен приходят вам на карту», — пояснил Зеленский.
Затем он внес в парламент законопроекты о помощи гражданам и бизнесу, которые пострадали от внедрения карантина. В частности, это законопроект 4429 «о социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования» (ранее подробно о нем писала «Судебно-юридическая газета»).
Впрочем, все не так просто, как выглядит со слов Президента.
Как отмечает Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, из содержания проекта усматривается, что социальная помощь должна быть выплачена в течение 2020 года.
А если она не будет выплачена в 2020 году, то все средства возвращаются в Государственный бюджет Украины через счет главного распорядителя бюджетной программы, открытый в Государственной казначейской службе (ч. 5 ст. 2 проекта).
«В связи с этим обращаем внимание на то, что в этих условиях определенная часть лиц, которая имеет право на получение указанной помощи, может не получить ее по объективным причинам», - подчеркивают в ГНЭУ.
Помимо того, что закон все еще не принят, а до конца 2020 года остается несколько недель, в законопроекте еще и прописана необходимость «принять ряд подзаконных нормативно-правовых актов».
Вряд ли Кабмин и органы исполнительной власти так оперативно смогут принять в установленный для этого в п. 4 раздела II Заключительных положений проекта «трехдневный срок со дня опубликования».
То есть, даже если этот закон примут, у тех, кто требует помощи, будет буквально несколько дней, чтобы успеть собрать необходимые документы.
«Кроме этого, следует учесть, что не все застрахованные лица имеют банковские счета, на которые предлагается платить указанную помощь в соответствии с ч. 3 ст. 2 проекта, что также может осложнить получение ими указанной материальной помощи. Аналогичное замечание касается и выплаты единовременной материальной помощи субъектам хозяйствования в ст. 3 проекта.
Согласно ч. 3 ст. 2 проекта выплата единовременной материальной помощи застрахованным лицам осуществляется на основании заявлений, поданных ими в электронной форме с использованием Единого государственного вебпортал электронных услуг, в то время как субъект хозяйствования для получения материальной помощи, предусмотренной в ст. 3 проекта, предоставляет «заявление и сведения по форме, установленной Кабинетом Министров Украины, в том числе в электронной форме», что ставит застрахованных лиц в неравное положение по сравнению с субъектами хозяйствования, хотя последние, по нашему мнению, имеют больше возможностей для применения электронных форм обращения в соответствующие государственные органы, чем наемные работники, в частности, те из них, которые достигли предпенсионного и пенсионного возраста.
Разный подход предусмотрен в проекте и о возврате средств в случае выявления недостоверных сведений, предоставленных лицом, которое их получило, что также не выглядит обоснованным.
Так, в случае выявления таких сведений, на основании которых была застрахованному лицу выплачена единовременная материальная помощь, ее сумма подлежит возврату застрахованным лицом в двойном размере (ч. 6 ст. 2 проекта).
Вместе с тем, с предприятия, получившего одноразовую материальную помощь, предусмотренную ст. 3 проекта, на основании предоставленных им недостоверных данных, материальная помощь взимается в одинарном размере», — отмечает ГНЭУ.
Кроме того, в п. 5 пояснительной записке к проекту признается, что «реализация положений, предусмотренных законопроектом, потребуют дополнительных расходов Государственного бюджета Украины», однако размер этих расходов не определен.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.