Как известно, Украина входит вместе с другими государствами-членами Совета Европы в Европейскую комиссию по вопросам эффективности правосудия (CEPEJ).
На днях CEPEJ опубликовала свой восьмой отчет «Европейские судебные системы - Отчет об оценке CEPEJ - Цикл оценки 2020 г. (данные 2018 г.)». В этом двухгодичном отчете освещаются некоторые тенденции, касающиеся судебных систем на европейском уровне и за его пределами.
Он содержит данные о функционировании судебных систем 45 европейских государств и 3 государств-наблюдателей (Марокко, Израиль и Казахстан).
Впервые отчет об оценке CEPEJ содержит профили стран, которые также позволяют читателю сопоставить свою страну с другими европейскими странами.
Данные касаются людских и финансовых ресурсов, заработной платы судей и прокуроров, информации об их найме и продвижении по службе, использования информационных технологий в судебных системах, а также разработанных показателей эффективности CEPEJ (степень разрешения и время рассмотрения) и пр.
В презентационной записке отчета резюмируются основные тенденции, наблюдаемые в оценочном цикле 2020 года, на основе данных за 2018 год.
В частности, относительно Украины отмечается, что бюджет на суды в 2018 году вырос.
«В период с 2016 по 2018 год бюджет судебной системы Армении, Кипра, Дании, Нидерландов, Норвегии и Великобритании немного снизился. В тот же период все страны, не входящие в зону евро, увеличили бюджет, который выделяется их судебной системе в местной валюте.
Украина, в частности, показывает огромный рост в бюджете судебной системы, как в евро, так и в местной валюте, после реформы, предусматривающей повышение заработной платы и другие структурные инвестиции, в частности, в коммуникационные технологии (ИКТ).
С 2016 по 2018 год 32 страны увеличили свои бюджеты, выделенные судам, в то время как шесть стран сократили его. Самый сильный рост зарегистрирован в Украине (+ 83%, + 105% в местной валюте), Кипр (+ 55%), Румыния (+ 41%, + 45% в местной валюте).
Украина, в рамках судебной реформы, вложила значительные средства в судебную систему за счет увеличения заработной платы судей и сотрудников судов, улучшая условия доступности для пользователей судов, оснащение судов системами видеоконференцсвязи и ремонт зданий судов», - отмечается в Отчете.
Впрочем, это не означает, что Украина инвестирует в суды большую часть своего бюджета, что также видно на графике, показанном ниже.
Также в Отчете отмечается, что в 2016-2018 гг. 31 страна увеличила свои бюджеты, выделяемые прокуратуре. Более чем значительный рост наблюдается в Украине (+ 101%, + 124% в местной валюте) и Республике Молдова (+ 116%, + 102% в местной валюте). В Украине, рост объясняется, среди прочего, продолжающейся реформой прокуратуры с осуществлением повышения квалификации прокуроров и разработкой системы оценки производительности.
Стоит также отметить, что в Украине, несмотря на некоторые заявления, не самое большое количеств адвокатов на душу населения.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Европейские тенденции
Бюджет
- В 2018 году европейские государства потратили в среднем более 1 миллиарда евро на свои судебные системы, что составляет 72 евро на одного жителя (на 8 евро больше, чем в 2016 году) и 0,33% ВВП. В среднем государства-члены выделяли 65% бюджета судебной системы судам, 24% - прокуратуре и 11% - юридической помощи. Швейцария и Монако - страны, которые тратят самые значительные суммы на душу населения (220 евро и 197 евро), в то время как Черногория и Босния и Герцеговина выделяют на судебную систему самый высокий процент своего ВВП (0,88% и 0,72%).
- Страны с более высоким ВВП на душу населения вкладывают больше средств на душу населения в судебные системы, в то время как менее богатые страны выделяют больше бюджета в процентах от ВВП, демонстрируя более значительные бюджетные усилия для своих судебных систем.
- В период с 2010 по 2018 год государства-члены и субъекты несколько увеличили средний бюджет, выделяемый судебной системе. В 2018 году все государства и образования увеличили бюджет своих судебных систем (+ 8%). Наиболее значительный рост (в период с 2016 по 2018 год), равный в среднем 13%, был зафиксирован в бюджете судов и касается, в частности, инвестиций в новостройки и компьютеризацию.
- Менее богатые страны пропорционально больше инвестируют в прокуратуру (в среднем 32%), в то время как государства и организации с более высоким ВВП на душу населения тратят относительно больше на юридическую помощь (в среднем 19%).
- Бюджет, выделяемый судам, кажется, связан не только с богатством страны, но и с количеством судов. Это может показаться логичным, учитывая, что 65% бюджета суда тратится на заработную плату.
- В целях рационализации бюджетных ресурсов судов и, в то же время, усиления специализации и опыта, подтверждается растущая тенденция к аутсорсингу определенных услуг.
- В целом, во всех странах внедрена система правовой помощи по уголовным и неуголовным делам (представительство адвокатом в суде или юридическая консультация) в соответствии с требованиями Европейской конвенции о правах человека и прецедентной практики Европейского суда, который выступает за создание соответствующей системы юридической помощи для обеспечения доступа к правосудию для всех.
Профессионалы
- Несмотря на то, что количество профессиональных судей остается стабильным во всем мире, в среднем 21 судья на 100 000 жителей, все еще наблюдаются значительные различия между государствами и образованиями (от 3,1 в Великобритании, Англии и Уэльсе до 101,8 в Монако на 100 000 жителей). Последнее частично можно объяснить разнообразием судебных организаций, использованием эпизодически профессиональных судей и / или народных заседателей. Изменения на протяжении многих лет не привели к гармонизации.
- Количество прокуроров имеет тенденцию к увеличению, в среднем 12 прокуроров на 100 000 жителей (в 2018 году их количество варьируется от 2,2 в Ирландии до 25,1 в Украине).
- 31 государство-член из 47 заявили, что прокуроры независимы по закону.
- В то время как количество прокуроров увеличилось, их рабочая нагрузка снизилась с 2010 года с 4,2 до 3,1 дел на 100 жителей.
- Тенденция к феминизации судей и прокуроров подтверждается, но «стеклянный потолок» остается реальностью: в 2018 году на уровне всех инстанций было 46% мужчин и 54% женщин-судей, но 66% председателей судов - мужчин, в отличие от до 34% женщин-председателей судов; для прокуроров: 48% мужчин и 52% женщин, но 64% мужчин и 36% женщин возглавляют органы прокуратуры. Все больше и больше государств и образований, похоже, сосредотачиваются на теме конкретных положений в пользу гендерного паритета в процедурах приема на работу и продвижения судей и прокуроров.
- Соотношение между персоналом, не являющимся судьями, и профессиональными судьями составляет около 4 в 2018 году, и этот показатель остается довольно стабильным на протяжении многих лет: минимум 1 в Люксембурге и максимум 10 в Великобритании - Северной Ирландии.
- Заработная плата судей сильно различается в разных государствах и образованиях, а также в разных инстанциях. Изменения в заработной плате в последние годы неравномерны и не приводят к гармонизации. Соотношение между заработной платой судей и средней заработной платой по стране показывает значительные различия в Европе: от 0,9 / 1,6 в Германии (в начале / в конце карьеры) до 4,8 / 31,5 в Украине (в начале / в конце карьеры).
- Значительные диспропорции сохранились и в заработной плате прокуроров. Соотношение между заработной платой прокуроров и национальной средней зарплатой показывает значительные различия в Европе: от 0,8 в Ирландии до 4,0 в Румынии (в начале карьеры); 1,6 в Германии и 6,4 в Италии (по окончании карьеры).
- Заработная плата прокуроров в среднем ниже, чем у судей.
- Число юристов также продолжает расти в Европе, в среднем 164 юриста на 100 000 жителей, при значительных различиях между государствами (в 2018 году с 16 на 100 000 жителей в Азербайджане до 488 на 100 000 жителей в Люксембурге). Этот постоянный рост в период с 2010 по 2018 год (27%) в основном связан с экономическим ростом.
- Последние события предполагают, что тема гендерного баланса в отношении юристов принимается во внимание все большим числом государств и организаций. Однако в настоящее время европейские юристы по-прежнему преимущественно мужчины.
Суды
- В период с 2010 по 2018 год произошло сокращение количества судов в Европе, как с точки зрения юридических лиц (-19% в среднем для судов первой инстанции общей юрисдикции), так и географического расположения (-10% в среднем).
- За этот же период мы также можем отметить рост специализации судов (средняя доля специализированных судов увеличилась с 21% до 26,7% с 2010 по 2018 год).
- Вышеупомянутые события мало повлияли на мелкие споры. Увеличилась только средняя сумма небольшой претензии (с 4029 евро в 2016 году до 4836 евро в 2018 году).
Пользователи суда
- Все больше и больше государств-членов предоставляют пользователям конкретную информацию как о судебной системе в целом, так и об отдельных судебных разбирательствах.
- Государства направляют все более и более конкретную информацию и договоренности уязвимым категориям пользователей (процедуры рассмотрения жалоб относительно функционирования правосудия существуют в 43 государствах, внедрение систем компенсации (средняя сумма компенсации составляет 6 353 евро в 2018 году), опросы удовлетворенности пользователей, создание механизмов мониторинга нарушений Европейской конвенции о правах человека).
- Для дальнейшего повышения социальной ответственности и доверия к судебной системе государствам-членам следует выделить дополнительные ресурсы и персонал для улучшения взаимодействия с пользователями правосудия.
- Анализ и использование данных, собранных с помощью количественных и качественных исследований удовлетворенности пользователей судов, повышает легитимность судебных систем и помогает руководителям и администрации судов обеспечивать более качественное и эффективное обслуживание правосудия.
- Использование информационных систем для поддержки такой деятельности имеет решающее значение. Тем не менее, именно «интерактивное правосудие» - человеческое отношение, достойное и уважительное отношение ко всем участникам судебного процесса, существенно помогает выносить справедливые решения и, следовательно, укреплять доверие к правосудию.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
- ИКТ стали неотъемлемой частью оказания услуг правосудия. Государства сосредоточили свои усилия на инструментах суда и управления делами, а не на инструментах поддержки принятия решений и коммуникации. Общий индекс ИКТ (управление судами и делами, поддержка решений и общение с судами) варьируется от 1,52 на Кипре до 9,79 в Латвии.
- Европейские судебные системы все чаще переходят от бумажных процедур к электронным. Это верно для деятельности, осуществляемой в судах, а также для обмена сообщениями между судами и всеми сторонами.
- Экономические затраты на это нововведение следует рассматривать с осторожностью, поскольку бюджет ИКТ может значительно варьироваться на этапах разработки, развертывания и обслуживания.
- Судебные системы со сравнительно большими ресурсами обычно вкладывают больший процент судебного бюджета в ИКТ.
- ИКТ являются неотъемлемым компонентом судебных систем, что находит свое отражение как в регулирующих, так и в управленческих решениях, принимаемых государствами-членами.
Правосудие в контексте кризиса Covid-19
- ИКТ оказались ценными и даже незаменимыми инструментами для продолжения работы судебных систем во время кризиса COVID-19 в Европе.
- Высказывались опасения по поводу использования определенных инструментов ИКТ в судебных разбирательствах, но еще слишком рано оценивать их реальное влияние на права сторон.
- Для решения этих проблем 10 июня 2020 года CEPEJ приняла Декларацию об извлеченных уроках и проблемах, с которыми столкнулась судебная система во время и после пандемии Covid-19.
Эффективность
- Уголовное правосудие является наиболее эффективным на всех трех уровнях судов (время рассмотрения дела в первой инстанции: 122 дня; во второй инстанции: 104 дня; в третьей инстанции: 114 дней), а суды второй инстанции являются наиболее эффективными во всех сферах (время рассмотрения дела по гражданским и хозяйственным делам: 141 день; административные дела: 209 дней; уголовные дела: 104 дня). Следует отметить, что, хотя результаты, несомненно, положительные, в нескольких проанализированных государствах и образованиях они со временем ухудшились.
- И наоборот, суды первой инстанции и в сфере административного права оказались наименее эффективными. В административных делах, как правило, фиксируется самый высокий DT (241 день в 1-й инстанции, 209 дней во 2-й инстанции, 228 дней в 3-й инстанции), однако между государствами и организациями имеются значительные различия.
- Дела, касающиеся лиц, ищущих убежища, и права иностранцев на въезд и пребывание продолжают оказывать сильное влияние на европейские юрисдикции. Многие государства и организации сообщили о проблемах производительности, связанных с этими типами дел.
- Ряд государств и образований претерпели или в настоящее время претерпевают значительные реформы сектора правосудия, которые повлияли на эффективность их систем.
С первой и второй частью данного Отчета можно ознакомиться по ссылке.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.