Для застройщиков предлагается усилить ответственность. В частности, за повторный недопуск на объект строительства планируется вообще отменять право на выполнение строительных работ. А для специалистов, которые потворствуют желанию заказчиков строительства нарушать нормы и требования, предлагается внедрить уголовную ответственность с санкцией лишения права занимать должности и заниматься профессиональной деятельностью. Об этом в своем блоге на Build Portal рассказал глава новосозданной Государственной инспекции градостроительства Юрий Васильченко.
Напомним, что 13 марта 2020 года Кабмин принял постановление № 218 о ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ). Вместо нее создан центральный орган исполнительной власти – Государственная сервисная служба градостроительства Украины (Госсервисбуд). Основными задачами новосозданной структуры является предоставление (получение, регистрация), отказ в выдаче или аннулировании (отмены) документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ, принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Также другим постановлением № 219 созданы еще два центральных органа исполнительной власти: Государственная инспекция градостроительства Украины и Государственное агентство по техническому регулированию в градостроительстве Украины.
Итак, по мнению Юрия Васильченко, система наложения штрафов на нарушителей в строительной отрасли не является действенной, ведь не стимулирует ни исполнителей, ни заказчиков строительства к соблюдению законодательства. И заказчик понимает, что на какую сумму бы на него не наложили штрафі, он сможет все их обжаловать в судах, ведь из-за существующих пробелов нашего законодательства в аналогичных случаях разные суды могут принять противоположные решения.
«Не секрет, что наложенные штрафы, в том числе на особо крупные суммы (например, от полумиллиона гривен), очень часто оспариваются в суде субъектами хозяйствования. Это происходит из-за массы причин, включая несовершенство законодательства, которое вызывает неоднозначную трактовку законодательства различными судами. Поэтому существующая система не дает результата и не стимулирует нарушителей к изменению собственного поведения в будущем.
Также известны и другие ситуации, когда нарушителям экономически целесообразнее заплатить небольшой штраф. Например: сейчас за недопуска должностного лица на объект для проведения проверки налагается штраф (около 6 тыс. грн) и составляется предписание. Из-за незначительной сумму штрафа субъекты хозяйствования понимают, что им выгоднее не допустить проведения проверки и заплатить этот штраф, чем вынужденно остановить работы, скажем, почти на неделю, для того, чтобы устранить и урегулировать имеющиеся нарушения. К тому же это позволяет избежать уплаты больших штрафов за те нарушения, которые субъект хозяйствования и сам видит, но не хочет заранее исправлять.
Приведу пример - за неустановление ограждения на площадке сумма штрафа больше, чем уже упомянутые 6 тыс. грн. Если добавить другие распространенные нарушения, такие как неустановленный информационный щит, незаполненный журнал авторского надзора и общий журнал работ, то в целом дешевле заплатить один штраф 5-6 тыс. грн, чем несколько больших за все нарушения, которые есть в первый день проведения внезапной проверки.
Как по мне, такая система не является корректным для правового государства, в котором каждый из нас бы хотел жить. Именно поэтому я и мои единомышленники упорно работаем над ее реформированием», - отмечает Васильченко.
В частности, в рамках такого реформирования планируется усиление ответственности.
«Мной уже поданы и продолжают готовиться несколько проектов нормативно-правовых актов, в которых, например, предлагается за повторный недопуск на объект строительства вообще отменять право на выполнение строительных работ», - подчеркнул глава нового органа.
Также он отметил, что принимает активное участие в общественном обсуждении возможности введения уголовной ответственности именно за нарушение строительного законодательства как исполнителями работ, так и самими государственными инспекторами.
«Есть интересный момент - если увеличение ответственности для государственных служащих не вызывает противоречий со стороны общественности, то по исполнителям возникает вопрос - а почему же они?
Не забывайте, что заказчик часто не является специалистом, он просто предоставляет материальные ресурсы для осуществления строительства, поэтому важность технических моментов при строительстве он может просто недооценить.
Именно поэтому мы в первую очередь должны побудить специалистов-исполнителей качественно осуществлять свои прямые обязанности, чтобы они не боялись противоречить заказчику и сознательно выполняли свою непосредственную работу.
Сейчас сложилась ситуация, что если специалист-исполнитель получает штраф, например, в размере около 20 тыс. грн, то заказчик в то же время ему отмечает, что для него исправление данного нарушения неважно, поэтому он просто компенсирует расходы на покрытие штрафа, а исполнитель дальше продолжать придерживаться определенного направления ведения работ.
Соответственно, поэтому специалист и будет допускать ситуации с возникновением нарушений действующего законодательства - включая недопуск на объект для проверки, наличие отклонений от проекта, нарушения технологии выполнения строительных работ и тому подобное.
А когда специалисту, кроме штрафа, будет грозить лишение права заниматься профессиональной деятельностью на определенный срок или даже уголовная ответственность, то у него будет в корне иное отношение к выполнению своих функций.
Именно поэтому несколько недель назад я внес на рассмотрение Минрегионстроя предложения по изменению законодательства в части возможности за повторное однотипное нарушение лишения конкретного специалиста по решению суда права заниматься профессиональной деятельностью на год. Я считаю, что именно это будет более весомым аргументом, чем те штрафы и предписания, которые накладываются сейчас», - подчеркнул Васильченко.
«Попробую объяснить на таком примере: инженер технического надзора обязан при выявлении нарушения, допущенного подрядчиком и которое он (подрядчик) отказывается устранить, сообщить о нем заказчику и органу госстройконтроля. Но к нам поступает очень малое количество таких сообщений.
И именно поэтому возникает вопрос - нет таких нарушений, все работы на 100% ведутся в соответствии с законодательством? Ответ нет, они есть. И почему о них не сообщают?
Этому может быть несколько причин. Первая: инженеры технадзора либо не профессиональные, то есть не знают своих прав и обязанностей, установленных постановлением Кабмина № 903 (утверждены порядки авторского и технического надзора). Или вторая причина: они умышленно не выполняют свои права и обязанности. Это означает, что они сознательно идут на нарушения, ведь напрямую зависят от заказчика. Допускаю, что заказчику они могут сообщать, но нам - нет. И именно такие ситуации являются распространенными.
Именно поэтому мы в первую очередь хотим побудить специалистов полноценно выполнять все свои функции.
Именно для этого необходимо принятие нескольких законопроектов. Один из них касается возможности лишения права занимать должности и заниматься профессиональной деятельностью. Я внес его на рассмотрение Министерства около месяца назад.
Второй пока находится на стадии обсуждения и касается введения уголовной ответственности для недобросовестных специалистов. И этот вопрос на будущее, ведь для этого необходимо внесение изменений не просто в профильное законодательство, но и в Уголовный кодекс Украины», - отметил он.
Также он рассказал, какой в этом процессе будет роль Государственной инспекции градостроительства (ГИГ), руководителем которой он является.
«Она будет заключаться в том, что мы будем выявлять нарушения строительного законодательства и влиять на нарушителей.
Приведу пример: если у сертифицированного специалиста в течение одного года обнаружат два однотипные нарушения – ГИГ будет подавать в суд с требованием лишить его должности, которую он занимает. В то же время на всех остальных участников строительного процесса мы будем продолжать влиять путем штрафов и предписаний», - подчеркнул Васильченко.
По его словам, сертификация должна стать обязательной и для специалистов, и для проверяющих.
«У нас должно быть существенно увеличено количество лиц, проходящих сертификацию. Еще до градостроительной реформы выполнение работ СС2, СС3 лицензировалось, а сейчас это потребует сертификации, даст дополнительные механизмы для влияния органов государственной власти на недобросовестных специалистов, включая лишение их права занимать такие должности.
И сертификация будет обязательной не только для исполнителей. С целью качественного проведения проверок сами проверяющие будут обязаны иметь соответственно высокий уровень профессионализма. Именно поэтому сертификация будет введена как для работников ГИГ, так и Держсервисбуду».
«Я считаю, что система законодательства должна, вообще, быть построена так, чтобы субъектам градостроительной деятельности было более выгодно строить без нарушений требований законодательства. Чтобы им было и комфортнее, и выгоднее, и проще не нарушать закон - чтобы было четкое понимание, что иначе будет наказание, вплоть до привлечения к уголовной ответственности», - подытожил глава ведомства.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.