Народные депутаты Украины завершили свой летний отдых и приступили к работе. Одним из первых выполненных 25 августа заданий стало успешное голосование за законопроект Президента Владимира Зеленского № 0063 о ратификации Меморандума о взаимопонимании между Украиной как заемщиком и Европейским Союзом как кредитором и соответствующего Кредитного соглашения о получении макрофинансовой помощи в сумме до 1,2 миллиарда евро. Сейчас этот закон готовится на подпись самому Зеленскому.
Правда, при обсуждении некоторые народные депутаты пытались акцентировать на рисках этого соглашения для суверенитета и независимости Украины.
Когда вступит в силу
Сам Меморандум и Кредитное соглашение были заключены при участии премьер-министра Дениса Шмыгаля еще 23 июля в Брюсселе.
Меморандум вступает в силу с даты его ратификации. Кредитное соглашение вступает в силу с даты получения Европейским Союзом официального уведомления от Украины о том, что все конституционные и юридические требования для вступления в силу Кредитного соглашения выполнены.
Указанными договорами определено, что макрофинансовая помощь может быть оказана Украине двумя траншами – по 600 млн евро каждый. Предоставление первого транша возможно после вступления для Украины в силу указанных международных договоров. Период между предоставлением первого и второго траншей составляет не менее 3 месяцев.
При каких условиях предоставят транш
По содержанию Меморандума предполагается, что первый транш может быть произведен после подписания и вступления в силу Меморандума и сопроводительного Кредитного соглашения и будет обусловлен удовлетворительным результатом выполнения программы между Украиной и МВФ.
Выплата второго транша будет обусловлена как удовлетворительным выполнением мероприятий по реализации программы МВФ, так и положительной оценкой прогресса украинских реформ Европейской Комиссией от имени ЕС. Соответственно, перед предоставлением каждого транша Комиссия в сотрудничестве с национальными органами власти и персоналом МВФ осуществит проверку того, что условия были должным образом выполнены.
Перед выделением Комиссией второго транша, органы власти Украины должны предоставить Комиссии Заявление о соответствии выполненным условиям, связанным со вторым траншем. Затем Комиссия, на основе консультаций с украинскими органами и персоналом МВФ, выполнит оценку достижений.
В этой оценке особое внимание будет уделено реформам в сфере управления госфинансами, верховенства права и борьбы с коррупцией, бизнес-климата, а также секторальным реформам, в частности относительно госпредприятий. В случае отрицательной оценки, Комиссия может приостановить выплату траншей, пока страна не подтвердит соответствие условиям, сказано в самом Меморандуме.
Неотъемлемой частью Меморандума является Приложение 1 под названием «Критерии структурных реформ». От их соблюдения будет зависеть выделение транша, по меньшей мере, его второй части.
А критерии эти начинаются со следующей фразы: «На момент анализа, который будет осуществляться персоналом Комиссии перед принятием решения о выделении второго транша, органы государственной власти страны обязуются завершить такие мероприятия».
Дальнейший перечень мероприятий, среди прочего, включает в себя принятие законодательства о создании Комиссии по вопросам этики, которая проверит ключевой орган судебной системы Украины – Высший совет правосудия.
Проверка членов ВСП и этическая комиссия
Итак, Меморандум содержит предложение (а точнее, требование) к Верховной Раде внести изменения в законодательство и создать Комиссию по вопросам этики с международным участием, которая осуществит единовременную оценку добропорядочности и этичности членов Высшего совета правосудия и рекомендует уволить их органам избрания (назначения) «в случаях выявления несоответствия членов ВСП стандартам».
Также эта Комиссия по вопросам этики с международным участием должна создать перечень предварительно отобранных кандидатов в Высший совет правосудия, из которого органы избрания (назначения) членов ВСП будут выдвигать свои кандидатуры.
То есть, по сути, этой Комиссии передаются механизмы влияния на «сердце» судебной ветви власти – Высший совет правосудия, как орган, ответственный за вопросы назначения и увольнения судей, привлечения их к ответственности, реагирования на вмешательство и тому подобное.
При этом, не совсем понятно, что имеется в виду под «стандартами», которым должны отвечать члены ВСП; как быть, если органы избрания (назначения), то есть съезды судей, адвокатов, ученых и пр. не захотят выбирать между предложенными Комиссией кандидатами; на каких принципах и из кого будет формироваться сама Этическая комиссия.
Но самый главный вопрос – насколько такие условия Меморандума отвечают Конституции и решениям КСУ в части обеспечения независимости судебной ветви власти от любых – как внутренних, так и внешних влияний.
Напомним, что Конституционный Суд Украины 11 марта 2020 года принял Решение № 4-р/2020 относительно судебной реформы Зеленского от 16 октября 2019 (закон № 193-IX). Этим Решением КСУ признал частично неконституционным закон Зеленского о судебной реформе, в том числе в части создания Комиссии по вопросам добропорядочности и этики, которая должна была осуществить проверку членов Высшего совета правосудия.
Как отметил КСУ, системный анализ положений Закона № 193 дает основания для вывода, что «Комиссия наделена полномочиями по контролю за деятельностью членов Высшего совета правосудия и судей Верховного Суда, однако эти полномочия не имеют конституционной основы...
Конституционный Суд Украины также отмечает, что орган, учреждение, созданные при конституционном органе, закон не может наделять контрольной функцией относительно этого конституционного органа».
Данное решение КСУ положительно оценили в Совете Европы и в Венецианской комиссии.
Впрочем, уже через некоторое время соответствующие нормы о создании Комиссии, которая будет проверять членов ВСП, появились в Меморандуме Украины с МВФ.
Интересно, что они появились именно с подачи украинской стороны, которой уже было хорошо известно о деталях решения КСУ.
Министр юстиции Денис Малюська тогда так прокомментировал «Судебно-юридической газете» данный вопрос.
«Что касается комиссии по проверке членов Высшего совета правосудия, на наш взгляд, тот механизм, который описан в программе сотрудничества с МВФ – конституционный. В чем была неконституционность такого рода комиссии ранее и почему она была признана неконституционной Конституционным Судом Украины?
Проблема была в том, что закон предусматривал, что ВСП работает совместно с Комиссией. Они проводят совместные заседания, совместно принимают решения. И это, по сути, произошло делегирование полномочий или их распределение с органом, который не предусмотрен Конституцией. Ничего того, что вызвало бы раздражение или констатацию неконституционности КСУ тогда, мы сейчас не планируем предусматривать.
Не будет никаких совместных заседаний, это не будет частью органа государственной власти. Не будет наделения комиссии теми полномочиями, которые Конституцией предусмотрены за органами судейского самоуправления или органами судебной власти.
Все те нарушения, которые констатированы КСУ, не будут существовать в новом законопроекте. Поэтому мы спокойны по этому поводу и мы действительно считаем это оптимальным механизмом для возобновления доверия к ключевому органу судебной системы – Высшему совету правосудия.
Других механизмов мы не видим. Тут общая позиция. Это не то, что в Вашингтоне кто-то посидел, посмотрел в потолок и подумал – «а давайте мы сейчас Высший совет правосудия пропустим через сито оценивания на предмет добропорядочности». Абсолютно нет.
Это не навязанный инструмент. Это рецепт, который был продуман украинскими экспертами, оцененный на предмет его конституционности и предложенный к Программе. Как, собственно, и 95 процентов всей программы сотрудничества с МВФ.
Происхождение, идеи и обоснование 95% всей программы — это не США, а украинские чиновники и эксперты, которые предложили соответствующие идеи», — подчеркнул Денис Малюська.
Примечательно, что в Меморандуме с МВФ более детально, чем в Меморандуме с ЕС прописаны детали работы этой Комиссии:
«Будет создана комиссия для предварительной проверки потенциальных кандидатов в ВСП и оценки их добропорядочности. Эта комиссия проведет аналогичную единовременную проверку действующих членов ВСП. По крайней мере, половина членов комиссии будут уважаемыми экспертами с признанными этическими стандартами и судебным опытом, в том числе с соответствующим опытом других стран.
Комиссия предоставит указанным экспертам решающую роль и решающий голос. Кроме того, поправками будут определены процедуры и критерии процесса предварительного отбора кандидатов в ВСП, включая объявление комиссией о предоставлении заявок. Далее комиссия будет номинировать менее двух кандидатов на каждую вакансию, которые будут направлены в соответствующие органы назначения, определенные Конституцией, для окончательного отбора и утверждения. В случае отрицательной оценки комиссией действующего члена ВСП, комиссия направит рекомендацию об увольнении соответствующему органу по назначению», - говорится в Меморандуме с МВФ.
«Маркерная точка» выполнения этого пункта для МВФ – конец октября 2020.
Если следовать тексту вышеописанного Меморандума Украины с ЕС, который также предусматривает необходимость выполнения программы, подписанной с МВФ, для предоставления транша, выходит, что это требование закреплено в кредитных условиях дважды.
А обходя стороной решение КСУ при подготовке меморандумов, их соавторы от украинской стороны «зацепились» за тот момент, что Этическая комиссия не будет создаваться «при» Высшем совете правосудия, а будет вроде бы самостоятельной. И «контролировать» она якобы ничего не уполномочена, а «просто» должна рекомендовать съезду судей и другим субъектам назначения членов ВСП назначить или уволить определенных людей.
Что, конечно же, «контролем не является».
Меморандум обсуждения не требует
Примечательно, что в Кредитном соглашении (приложение 4, вывод министра юстиции) отмечается, что украинская сторона подтверждает отсутствие рисков нарушения конституционных гарантий данными соглашениями.
А в пояснительной записке к законопроекту Зеленского 0063 о ратификации ее автор министр финансов Сергей Марченко пишет, что ничьи права не нарушаются, и проект обсуждения не проходил, да и требовал их.
«Консультації щодо законопроекту із заінтересованими сторонами не проводились, а тому прогноз впливу реалізації закону на ключові інтереси заінтересованих сторін не здійснювався...
Законопроект не потребував та не виносився на громадське обговорення.
Реалізація проекту Закону не матиме впливу на ринкове середовище, забезпечення прав та інтересів суб’єктів господарювання, громадян і держави, розвиток регіонів, ринок праці, громадське здоров’я, екологію та навколишнє природнє середовище або інші сфери суспільних відносин.
….
Оскільки передумовою отримання другого траншу в рамках нової програми макрофінансової допомоги ЄС у сумі до 600 млн євро є виконання низки узгоджених сторонами заходів (у тому числі щодо: 1) підвищення прозорості та ефективності медичних закупівель; 2) впровадження реформи податкової та митної адміністрацій і реалізації планів податкової й митної реформ; 3) посилення незалежності, доброчесності та ефективного функціонування судової влади; 4) посилення прозорості та ефективності системи державного управління та незалежності й ефективності роботи антикорупційних органів і прокуратури; 5) розширення повноважень приватних виконавців; 6) відновлення активів у державних банках; 7) ухвалення у першому читанні проекту закону про створення нового агентства (органу) для розслідування серйозних економічних та фінансових злочинів; 8) запровадження нормативно-правової бази корпоративного управління для державних підприємств (відповідно до керівних принципів ОЕСР; 9) покращення функціонування ринку газу в Україні), передбачається, що виконання зазначених міжнародних договорів матиме позитивний вплив на стан справ у зазначених сферах реалізації державної політики та слугуватиме інструментом інтенсифікації відповідних узгоджених сторонами реформ», — отмечает Марченко.
Підписуйтесь на наш Telegram-канал, щоб бути в курсі найважливіших подій.