21 июля Министерство юстиции зарегистрировало приказ Минфина от 06.07.2020 № 402 «Об утверждении Инструкции по оформлению материалов об административных правонарушениях должностными лицами Государственной службы финансового мониторинга Украины». Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Итак, Инструкция разработана на основании статьи 32 Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (Закон о финмониторинге), статей 221, 255 Кодекса об административных правонарушениях и устанавливает порядок составления уполномоченными на то должностными лицами Госфинмониторинга и представления органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, протоколов и материалов об административных правонарушениях, предусмотренных частью второй статьи 166-9 Кодекса («Порушення законодавства щодо запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення»).
Как отмечается, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью второй статьи 166-9 Кодекса, составляют уполномоченные на то Госфинмониторингом должностные лица (далее – уполномоченные должностные лица), если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законом уголовной ответственности.
Если правонарушение совершено несколькими лицами, протокол об административном правонарушении составляется на каждое лицо отдельно. В случае совершения одним лицом нескольких отдельных административных правонарушений протоколы составляются по каждому из совершенных правонарушений.
Уполномоченные должностные лица составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства, а именно за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации, связанной с анализом финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, справок и копий документов (в том числе содержащих информацию с ограниченным доступом) на запрос Госфинмониторинга.
Протоколы об административных правонарушениях составляются в отношении должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, граждан – субъектов предпринимательской деятельности, которые не являются субъектами первичного финансового мониторинга.
Оформление материалов об административных правонарушениях
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью второй статьи 166-9 КоАП, составляет уполномоченное должностное лицо.
Уполномоченными должностными лицами Госфинмониторинга, имеющими право составлять протоколы об административных правонарушениях, являются работники Департамента финансовых расследований.
Все реквизиты протокола об административном правонарушении заполняются чернилами черного или синего цвета, разборчивым почерком, на государственном языке. Не допускаются зачеркивания или исправление сведений, вносимых в протокол, а также внесения дополнительных записей после того, как протокол подписан лицом, в отношении которого он составлен.
В протоколе об административном правонарушении при его составлении обязательно указывается часть соответствующей статьи Кодекса, согласно которой наступает административная ответственность.
Во время изложения обстоятельств правонарушения в протоколе указываются место и время его совершения, суть правонарушения, какие именно противоправные действия или бездействующие совершило лицо, привлекаемое к административной ответственности, и какие положения законодательства этим нарушены.
Если есть свидетели правонарушения и пострадавшие, в протокол вносятся их фамилии, имена, отчества, а также адреса мест жительства.
Уполномоченное должностное лицо обязано ознакомить лицо, привлекаемое к административной ответственности, с его правами и обязанностями, предусмотренными статьей 268 Кодекса, и содержанием статьи 63 Конституции Украины, о чем делается отметка в протоколе. Такое ознакомление лицо должно подтвердить своей подписью в протоколе, а в случае отказа поставить подпись – об этом делается соответствующая запись в протоколе, которая удостоверяется подписью уполномоченного должностного лица.
Лицу, привлекаемому к административной ответственности, предлагается предоставить письменное объяснение по сути совершенного правонарушения, что вносится в протокол и удостоверяется подписью указанного лица. Объяснение может добавляться в протокол отдельно, о чем делается запись в этом протоколе.
В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от дачи объяснений по сути совершенного правонарушения уполномоченное должностное лицо вносит в него соответствующую запись.
Протокол подписывают уполномоченное должностное лицо и лицо, привлекаемое к административной ответственности, а также могут подписывать свидетели и потерпевшие (при их наличии).
В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола уполномоченное должностное лицо делает об этом соответствующую запись, которую удостоверяет своей подписью и подписями свидетелей (в случае их наличия).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право приложить к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.
К протоколу прилагаются материалы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения.
Каждый документ должен иметь свои реквизиты (дату, название, подписи и т. п.), содержать достоверную информацию и отвечать требованиям законодательства.
Составленный протокол и другие материалы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения, формируются в дело, которое оформляется в установленном порядке.
Дело об административном правонарушении вместе с сопроводительным письмом Госфинмониторинга в трехдневный срок с момента его составления направляется в районный (районный в городе, городской или районный) суд по месту совершения административного правонарушения.
Уполномоченное должностное лицо Госфинмониторинга, которое имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении в двух экземплярах, подписывает каждый из экземпляров и предлагает их подписать лицу, привлекаемому к административной ответственности, и/или предоставить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью второй статьи 166-9 Кодекса, рассматриваются судьями районного (районного в городе, городского или районного) суда в соответствии со статьей 221 Кодекса.
Оформление материалов об административном правонарушении обеспечивает уполномоченное должностное лицо, составившее протокол.
Протокол не позднее следующего дня после его составления уполномоченное должностное лицо регистрирует в журнале регистрации протоколов об административных правонарушениях, страницы которого должны быть прошиты и пронумерованы, а также скреплены печатью Госфинмониторинга.
Учет протоколов проводится в рамках каждого квартала календарного года отдельно.
Бланк протокола изготавливается типографским способом и имеет серию и номер.
Учет выдачи бланков протоколов ведется в Журнале выдачи бланков протоколов об административных правонарушениях. Журналы выдачи бланков протоколов об административных правонарушениях и Журналы регистрации протоколов об административных правонарушениях хранятся в течение срока, установленного законодательством Украины.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.