Как известно, децентрализация уже принесла первые «плоды». Так, о высокой продуманности действий свидетельствует то, что Кабмин решил попросить Минюст написать разъяснение, как регистрировать имущество и юрлиц ввиду ликвидации районов в рамках децентрализации. Соответствующее поручение КМУ дал Минюсту 22 июля.
Однако возникает вопрос – могут ли разъяснения Минюста в данном случае приравниваться по уровню к законодательному акту, или же это временный «спасательный круг», который может привести к еще большим проблемам.
Напомним, что 17 июля парламент в рамках децентрализации принял постановление «О создании и ликвидации районов», перечень которых достаточно обширный. В то же время, авторы децентрализации не продумали, как должны работать суды и органы исполнительной власти в условиях нового административно-территориального устройства.
Теперь необходимо предоставлять отдельные разъяснения по данным вопросам и разрабатывать стратегию (!) выполнения нового постановления.
«Важно, чтобы Минюст предоставил разъяснение относительно применения законодательства о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, и госрегистрации юридических лиц, ФОПов, предпринимателей и общественных формирований. Как показывает общение, это нужно сделать незамедлительно», — отметил замминистра развития общин и территорий Вячеслав Негода в ходе заседания Кабмина 22 июля.
Важным стратегическим заданием, по его словам, является разработка стратегии упорядочивания системы органов исполнительной власти в связи с принятием постановления «О создании и ликвидации районов».
«Возможно, в проекте постановления не учтены все вопросы, которые возникают, но нужно дать такое поручение, чтобы бизнес, власть и граждане понимали, как действовать в таких обстоятельствах», — подчеркнул Негода.
«Необходимость предоставления такого поручения связана с тем, что парламент не успел принять пакетный закон правительства, который касался решения всех этих вопросов», — добавил он.
Напомним, что ранее свое разъяснение в срочном порядке подготовила Рада судей Украины. Согласно ему до изменения системы судоустройства (ликвидации, реорганизации и пр.) суды будут рассматривать дела в рамках ранее определенных районов и ранее определенного административно-территориального устройства.
Но, опять-таки, это лишь временное решение проблемы. К тому же, не совсем ясно, как будет синхронизирована деятельность судов и исполнительной службы, не будут ли использовать в своих интересах такую неопределенность стороны судебного процесса и пр.
На «Украинской правде» 27 июля появилось некое, по мнению депутатов от «Слуги народа» - идеологов децентрализации, пояснение.
«Що буде з РДА? Що буде з судами? Що буде з адміністративними послугами?
Відповіді на всі ці питання простою мовою в нашому інтерв'ю для Українська правда», - написал на своей странице председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам административно-территориального устройства Виталий Безгин. Это интервью он дал вместе с советником министра развития общин и территорий Иваном Лукерей.
«Що буде з районними судами, відділеннями прокуратури, пенсійного фонду?
Коротко: поки що вони працюватимуть у звичному форматі, але згодом їм доведеться підлаштуватися під новий територіальний устрій, пояснює Іван Лукеря.
Детальніше: рішення щодо відкриття/закриття конкретних структур ухвалюватиме Офіс генпрокурора та профільні міністерства.
"Наприклад, Верховинський район Івано-Франківської області є в новому районуванні, але прокуратури там нема. Прокуратура є в Косові (зараз центр іншого району – УП). У Верховинському районі не треба створювати ще одну прокуратуру, офіс прокурора так і залишиться в Косові – і цього буде достатньо. Він буде обслуговувати і Верховину, і Косів", – пояснює Лукеря.
Щодо пенсійного фонду ситуація дещо інша: управління фонду буде в райцентрі, але його структурні підрозділи будуть у громадах», - отмечается в публикации.
«Що не так з судами? З судами треба виправляти те, що висить з 2017 року, не більше і не менше», - отмечает в комментариях к своему посту Виталий Безгин.
Таким образом, пока вопросов относительно функционирования судов и других органов в процессе децентрализации больше, чем ответов. И точные ответы, к сожалению, не знает даже глава профильного подкомитета.
Также возможные проблемы для судебных дел прокомментировал бывший советник по муниципальным услугам Центра развития местного самоуправления европейской программы Николай Стасюк: «Новий терустрій в першу чергу потрібен громадам, а на продажні суди з мінімальною довірою населення до них мені особисто наплювати. Не бачу жодних проблем перереєструватись та реорганізуватись» (орфография и пунктуация авторы сохранены – прим. ред.) Также он добавил, что «за 2-3 роки внормується все. Треба працювати а не слинити у фб».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.