Невнимательность к деталям при внедрении автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения сделали взыскание штрафов с нерадивых водителей, если те отказались уплатить его добровольно, практически невозможной. Государственная исполнительная служба и частные исполнители, как оказалось, не могут принимать к исполнению протоколы патрульной полиции, сформированные автоматически в электронном виде, потому что они не соответствуют действующему законодательству.
В части третьей статьи 4 Закона Украины «Об исполнительном производстве», где установлены требования к исполнительным документам, сказано: «Исполнительный документ подписывается уполномоченным должностным лицом с указанием его фамилии и инициалов и скрепляется печатью. Скрепление исполнительного документа печатью с изображением Государственного Герба Украины является обязательным, если орган (должностное лицо), который выдал исполнительный документ, по закону обязан иметь такую печать». Об электронном виде подписи и печати нет ни слова.
В Министерстве внутренних дел, в конце концов, обнаружили данный недочет и под конец июня через Комитет ВР по вопросам правовой политики зарегистрировали в парламенте законопроект № 3707, учитывающий необходимые изменения. Часть третья статьи 4 Закона Украины «Об исполнительном производстве» дополнена всего одним абзацем: «Исполнительный документ может быть выдан в форме электронного документа в соответствии с законами Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», «Об электронных доверительных услугах». Порядок предъявления к исполнению исполнительных документов, выданных в форме электронного документа, определяется Министерством юстиции Украины».
Впрочем, даже при подготовке этого маленького текста не обошлось без употребления сомнительных формулировок, что сразу отметило Главное научно-экспертное управление Верховной Рады. В частности, там не считают правильным последнее предложение о предоставлении Министерству юстиции Украины полномочий по определению порядка предъявления исполнительных документов к исполнению.
«В настоящее время такой порядок устанавливается Законом. В частности: основания возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения определяются в ч. 4 ст. 4 Закона; сроки предъявления исполнительных документов к исполнению - в ст. 12 Закона; право взыскателя выбирать, кому предъявлять исполнительный документ для исполнения (органу государственной исполнительной службы или частному исполнителю) - в ст. 19 Закона; документы, которые подаются во время предъявления исполнительного документа к исполнению - в ст. 26 Закона и тому подобное. В связи с этим остается неясным, что именно должно определяться в указанном подзаконном нормативно-правовом акте Министерства юстиции Украины, и каким образом это отразится, в частности, на правах участников исполнительного производства», — пишет в своем выводе ГНЭУ.
В любом случае законопроект оперативно включили в повестку дня третьей сессии Верховной Рады Украины, и дальше, как отмечает заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы Андрей Гайченко, остается самое главное — как быстро смогут его проголосовать.
Он напомнил, что возможность предъявления к принудительному исполнению исполнительных документов, выданных в электронной форме, позволит сократить сроки проведения исполнительного производства, снизит расходы на печать исполнительных документов и услуги почтовой связи, позволит уменьшить долю ручной работы, сделает процесс проведения исполнительного производства более эффективным, технологическим и современным.
«Комитет правовой политики понимает всю важность вопроса, но как будет в зале – неизвестно. Если проголосуют, сможем нормально взыскивать. Если не удастся, то камера будет фотографировать, а дежурный инспектор будет по старинке формировать протокол, ставить печать, подпись и присылать в нашу исполнительную службу», — подытоживает куратор исполнительной службы.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.