В Украине полностью пересмотрят систему оплаты труда госслужащих.
Как ранее рассказывал министр Кабмина Олег Немчинов, планируется отойти от раздутых штатов некоторых органов. «По информации Нацгосслужбы, количество вакансий в некоторые периоды достигает 29 тысяч должностей. И именно эти должности сохраняются руководителями таких органов для того, чтобы формировать фонд оплаты труда и премиальную часть, которая позволяет при маленьких должностных окладах выравнивать среднемесячную зарплату. Отход от такой практики позволит нам перейти к реальной численности госслужащих», - подчеркнул он.
Такие предложения уже воплотились в Концепции реформирования системы оплаты труда госслужащих (о том, как изменится подход к зарплате госслужащих по этой Концепции ранее писала «Судебно-юридическая газета»). Концепция была утверждена Кабмином 27 мая.
Теперь же эти предложения воплощены уже и в новом законопроекте Кабмина № 3748.
Это уменьшение предельного размера надбавки за выслугу лет, введение отдельной классификации должностей госслужбы; оптимизация штатной численности госорганов за счет сокращения вакантных должностей, существующих с целью создания фонда экономии для чрезмерных стимулирующих выплат.
Внедрение обновленной системы оплаты труда предполагается осуществить в пределах утвержденных расходов на оплату труда для органов власти.
«Размеры должностных окладов на должностях госслужбы будут пересмотрены за счет перераспределения средств, которые сейчас выделяются на оплату надбавок за ранг госслужащего, за выслугу лет, премии по результатам ежегодной оценки, других временно установленных стимулирующих выплат, а также сокращение того количества должностей, которые были вакантными в течение последних 3-х лет», - отмечают авторы в лице Нацгосслужбы.
В частности, из раздела «Заключительные и переходные положения» закона о госслужбе исключается право руководителей госслужбы в течение 2-х лет со дня вступления в силу настоящего Закона в пределах экономии фонда оплаты труда устанавливать госслужащим дополнительные стимулирующие выплаты.
Структура зарплаты
В статье 50 закона о госслужбе устанавливается, что заработная плата госслужащего зависит от его квалификации и опыта, важности и сложности работы в должности, степени ответственности, результативности, эффективности и качества исполнения обязанностей.
Заработная плата государственного служащего состоит из:
Таким образом, исключается норма о такой составляющей, как надбавка за ранг.
По результатам работы и ежегодной оценки служебной деятельности могут устанавливаться премии. К премиям госслужащего относятся:
1) премия по результатам ежегодной оценки служебной деятельности;
2) квартальная премия в соответствии с личным вкладом в общий результат работы госоргана.
Таким образом, исключено положение о соответствующей месячной премии.
Также исключен пункт о месячной или квартальной премии за надлежащее выполнение условий контракта (в случае заключения).
При этом:
Порядок формирования фонда оплаты труда государственных служащих в госоргане утверждается КМУ.
Соответствующая статья 52 закона также претерпевает изменения.
Так, надбавка за выслугу лет устанавливается на уровне 2% должностного оклада за каждый календарный год стажа госслужбы, но не более 30% должностного оклада (сейчас – на уровне 3% должностного оклада за каждый календарный год стажа, но не более 50% должностного оклада).
Выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего государственного служащего или по вакантной должности госслужбы осуществляется в размере 50% должностного оклада временно отсутствующего или должностного оклада по соответствующей вакантной должности.
При этом такая выплата ограничивается сроками.
Срок выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего чиновника не может превышать 6 месяцев, а за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы – срока, определенного ч. 8 ст. 31 этого Закона («Строк тимчасового виконання обов’язків за вакантною посадою державної служби не може перевищувати три місяці»).
Также полностью упраздняется действующее положение об экономии фонда должностного оклада (в нынешней редакции это звучит так: «Виплата за додаткове навантаження у зв’язку з виконанням обов’язків за вакантною посадою державної служби встановлюється керівником державної служби за поданням безпосереднього керівника державним службовцям, між якими здійснено розподіл обов’язків за вакантною посадою, пропорційно додатковому навантаженню за рахунок економії фонду посадового окладу за відповідною посадою»).
Установление премий осуществляется руководителем в зависимости от личного вклада в общий результат работы госоргана в соответствии с Положением о премировании, которое утверждается Нацгосслужбы.
Сейчас эта норма звучит так, что орган сам может устанавливать правила премирования сотрудников в утверждаемом им же Положении («Встановлення премій державним службовцям здійснюється керівником державної служби відповідно до затвердженого ним Положення про преміювання у відповідному державному органі, погодженого з виборним органом первинної профспілкової організації (за наявності) – в нынешней редакции).
Премия по результатам оценки служебной деятельности и квартальная премия чиновникам категории «А» устанавливаются субъектом назначения в соответствии с настоящей статей.
Премии выплачиваются в пределах фонда премирования, который устанавливается в размере 20% общего фонда должностных окладов в год.
Компенсация за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне, выплачивается в размере и порядке, которые определяет КМУ.
Также в новой редакции изложена статья 51 «Схема должностных окладов и Каталог типовых должностей государственных служащих».
Напомним, что сейчас статья 51 предусматривает, что в целях установления размеров должностных окладов государственных органов они делятся по уровням. Эти положения исключаются.
Так, схема должностных окладов определяется КМУ по представлению Нацгосслужбы.
Размеры должностных окладов устанавливаются с учетом важности и сложности работы и пр. на основе классификации должностей, которая содержится в Каталоге типовых должностей госслужбы.
Каталог типовых должностей и методология оценки ценности должности госслужбы утверждается Нацгосслужбы.
Минимальный размер должностного оклада на должности государственной службы не может быть менее 2 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, размер которого установлен законом на 1 января соответствующего календарного года.
В новой редакции изложена статья об отпусках.
«Внедрение предложенных изменений обеспечит соблюдение требований законодательства о труде в части ежегодных отпусков работников, поскольку заставит государственных служащих не накапливать заработанные ими отпуска, а использовать их», - отмечают авторы.
Так, ежегодный отпуск и/или ее неиспользованная часть предоставляется госслужащему, как правило, до конца рабочего года.
В случае неиспользования ежегодного отпуска в течение 12 месяцев после окончания рабочего года, за который предоставляется такой отпуск, ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска.
При этом продолжительность использованной части ежегодного отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. Порядок и условия предоставления госслужащим ежегодных отпусков определяются законодательством о труде.
Поощрение не применяются к государственному служащему в течение года со дня утверждения заключения по результатам оценки служебной деятельности с негативной оценкой и/или в течение срока действия дисциплинарного взыскания (кроме замечания).
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.