16 июня Верховная Рада приняла за основу законопроект с громким названием «О защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством при трудоустройстве за границу» № 2365.
Касается ли он на самом деле защиты прав трудовых мигрантов, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Кого коснется
Суть законопроекта сводится к изменениям правил на рынке компаний-посредников по трудоустройству украинских заробитчан за границей.
Авторами выступает известная своей законодательной инициативой «про біль та жаль», а также об отмене прожиточного минимума как расчетной величины для минимальной зарплаты глава социального Комитета Верховной Рады Галина Третьякова и другие депутаты (а также их помощники). Среди авторского коллектива также значатся: Василий Воскобойник – президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству и Николай Александров – вице-президент этой ассоциации.
Целью законопроекта, как указано в пояснительной записке к нему, является «защита украинцев, ищущих трудоустройство за рубежом и постоянно работающих в других странах, а также нормализация работы компаний, осуществляющих трудоустройство украинцев за рубежом, либерализация процедур и правил работы таких компаний».
Предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), законы «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», «О внешней трудовой миграции» и «О занятости населения».
В частности, предлагается:
Вместе с тем Главное научно-экспертное управление Верховной Рады по результатам анализа положений законопроекта отметило, что принятие законопроекта вряд ли будет способствовать усилению защиты украинцев, ищущих трудоустройство за рубежом:
Лицензирование как средство государственного регулирования предусматривает более жесткий контроль за деятельностью субъекта хоздеятельности, чем декларирование, отмечает ГНЭУ ВР.
Это проявляется, в частности, в том, что лицензирование предусматривает обязанность лицензиата выполнять требования лицензионных условий, а соискателя лицензии для ее получения – отвечать лицензионным условиям (в отношении субъектов хозяйствования, которые занимаются хозяйственной деятельностью по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, указанные требования определены в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей, утвержденных постановлением Кабмина от 16 декабря 2015 № 1060).
Кроме того, органы лицензирования осуществляют контроль за соблюдением лицензионных условий путем проведения плановых и внеплановых проверок, а в случае нарушения лицензионных условий лицензия субъекта хозяйствования может быть остановлена или аннулирована.
Вместо этого предложенный в проекте механизм, по которому субъект хозяйствования может осуществлять свою деятельность на основании декларации, не предусматривает государственный контроль за таким субъектом после начала ведения им соответствующей деятельности и запрета на занятие ею в случае нарушения соответствующего законодательства.
В пояснительной записке к проекту необходимость отмены лицензирования объясняется, в частности, тем, что «многие мошеннические структуры получают лицензии и потом обманывают украинцев, которые хотят трудоустроиться за рубежом». Однако указанное, по мнению ГНЭУ ВР, свидетельствует, в первую очередь, об отсутствии надлежащего государственного контроля со стороны госорганов за субъектами хозяйствования, а не об необходимости отмены ее лицензирования.
К тому же, в проекте отсутствует единое название разрешительного документа, на основании которого субъект хозяйствования будет осуществлять хозяйственную деятельность по трудоустройству за рубежом.
Вызывает замечания у ГНЭУ и дополнение КоАП новой ст. 166-26 «Нарушение законодательства о деятельности субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве».
Во-первых, отмечает ГНЭУ, фактически необоснованно смягчается ответственность за незаконное посредничество в трудоустройстве за рубежом.
Во-вторых, несколько сомнительным является предложение законопроекта установить именно административную ответственность за взимание с граждан физическими лицами-предпринимателями и должностными лицами соответствующих юридических лиц любых гонораров, комиссионных и других вознаграждений за посредничество в трудоустройстве.
Как отмечает ГНЭУ, для достижения цели законопроекта эффективным будет применение не административной ответственности конкретного физического лица (должностного лица субъекта хозяйствования), а именно административно-хозяйственных санкций, действие которых направлено на лицо как на хозяйствующий субъект, а также на его непосредственную деятельность (например, административно-хозяйственного штрафа).
В-третьих, санкции, предложенные в новой ст. 166-26 КоАП, установлены непосредственно в гривнах, что противоречит установившемуся порядку конструирования норм об административной ответственности.
«Итак, в целом, как показывает анализ основных положений законопроекта, он не имеет перспектив по достижению сформулированных в пояснительной записке к нему целей и задач по усилению защиты украинцев, которые ищут трудоустройство за рубежом и постоянно работают в других странах, а предложенное в нем ослабление государственного регулирования и контроля в сфере услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей несет в себе угрозы относительно ухудшения ситуации в этой сфере, в связи с чем Главное управление не поддерживает принятие проекта в предложенной редакции», — подчеркивает ГНЭУ.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.