2 июня Верховная Рада приняла во втором чтении закон главы Комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаила Радуцкого под названием «относительно ликвидации искусственных бюрократических барьеров и коррупционных факторов в сфере здравоохранения» №2429.
В Выводе Главного юридического управления ВР к этому закону сказано, что он не упрощает бюрократию, как сказано в его названии, а наоборот, создает коррупционные риски. Более того, как отмечает ГЮУ, его принятие может привести к существенному снижению объемов препаратов крови на рынке Украины, а затем их удорожанию.
В частности, ГЮУ ВР отмечает следующее в своем Выводе:
«Однако, учитывая то, что ни законопроект, ни действующий Закон не содержат процедуры указанного «подтверждения сведений» такая правовая неопределенность содержит коррупционные риски, и не будет способствовать упрощению получения разрешения на право ввоза / вывоза наркотических средств и психотропных веществ», - отмечается в Выводе.
«Изменениями в статью 22 Закона «О донорстве крови и ее компонентов» по-новому излагаются основания для вывоза донорской крови и ее компонентов за пределы Украины.
В частности, часть вторая действующего Закона предусматривает, что донорская кровь и ее компоненты могут быть вывезены за пределы Украины для получения из них препаратов, которые в Украине не производятся или производятся в недостаточном количестве, при условии необходимости этих препаратов для нужд системы здравоохранения государства и обязательного возвращения их в Украину или в обмен на новые технологии производства препаратов из донорской крови в порядке, устанавливаемом Кабмином в соответствии с международными нормами по экспорту и импорту крови.
Вместо этого, в предложенной законопроектом редакции части первой статьи 22 говорится о том, что «вывоз за пределы Украины донорской крови и ее компонентов может быть осуществлен ... для изготовления из них препаратов крови на условиях контрактного производства с обязательным их возвратом (препаратов или донорской крови и ее компонентов?) в Украину в случае отсутствия в Украине функционирующих производственных мощностей по производству препаратов крови, на которых соответствующие субъекты хозяйствования (?) могут осуществлять деятельность по производству препаратов крови». Кроме того предлагаемая редакция допускает множественность толкования в обозначенных «?» местах.
По нашему мнению, в случае принятия законопроекта как закона в указанной редакции и при реализации норм этого Закона, стоимость препаратов из крови и ее компонентов увеличится за счет таможенных платежей. Они являются обязательными при пересечении границы.
К тому же условие («в случае отсутствия в Украине функционирующих производственных мощностей по производству») указано таким образом, что непонятно, чего именно оно касается – вывоза за пределы Украины донорской крови и ее компонентов или возврата препаратов крови. Такая правовая неопределенность может привести к существенному снижению объемов препаратов крови на рынке Украины, а затем их удорожанию.
Считаем, что вопрос надлежащего обеспечения донорской кровью, ее компонентами и препаратами из нее возможно решить не многочисленными изменениями в законодательстве, в частности, направленными на возможность их вывоза «в случае отсутствия в Украине функционирующих производственных мощностей по производству», а путем разработки и утверждения рекомендаций по надлежащей практике для поддержки требований к системе качества для учреждений службы крови, как это предусмотрено Директивой 2005/62 / ЕС от 30 сентября 2005 года «Об имплементации Директивы Европейского Парламента и Совета 2002/98 / ЕС относительно стандартов и спецификаций Сообщества, связанных с системой качества для учреждений службы крови», — отметили в управлении.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.