Зарплату отвязывают от прожиточного минимума, а Кабмину предписывают ввести систему налогообложения доходов домохозяйств, превышающих прожиточный минимум.
Соответствующие изменения содержатся в законопроекте №3515 авторства народных депутатов от Слуги народа, включая главу Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики Галину Третьякову, главу Комитета ВР по налоговой политике Даниила Гетманцева и пр.
Одно из ключевых изменений – прожиточный минимум предлагают более не использовать как расчетную величину для определения зарплаты, должностных окладов и других выплат.
«Протягом тривалого періоду стан соціальної політики в Україні демонструє малу ефективність формування системи соціальних стандартів та гарантій на основі прожиткового мінімуму», - отмечают авторы.
На данный момент согласно КЗоТ и Закону «Об оплате труда» размер минимальной зарплаты не может быть ниже, чем размер прожиточного минимума.
Это требование из законодательства предлагается убрать.
«Минималка» будет считаться по-новому.
Для «бюджетников»:
Минимальный должностной оклад (тарифная ставка) работников предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, устанавливается в размере не менее минимального размера должностного оклада, установленного на 1 января календарного года для соответствующих категорий работников.
Что касается небюджетной сферы, то есть, обычных людей:
Минимальный оклад (тарифная ставка) или иная минимальная базовая величина в системах оплаты труда работников предприятий, учреждений и организаций определяются в размере не менее 50 процентов минимальной заработной платы, определенной в соответствии с законом.
В статье 9 Закона «Об оплате труда» (Условия определения размера минимальной заработной платы) предлагается указать, что размер минимальной заработной платы определяется с учетом:
Здесь стоит напомнить, что в апреле 2020 года средняя заработная плата украинцев в сравнении с мартом уменьшилась на 8,9%, или на 1 016 гривен до 10 430 гривен в месяц. Такие данные опубликовала Государственная служба статистики.
Однако для разных регионов и для разных профессий средняя зарплата значительно отличается. Таким образом, неясно, как этот показатель будет использоваться для определения размера минимальной заработной платы.
Из статьи 10 Закона убирают норму о том, что размер минимальной заработной платы не может быть уменьшен в случае уменьшения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, оставив просто – что «размер минимальной зарлпаты не может быть уменьшен».
Сам прожиточный минимум не упраздняют. Вот как предлагает прописать норму о нем (статью 1 Закона Украины «О прожиточном минимуме»):
Прожиточный минимум – приемлемый уровень затрат, который позволяет поддерживать достаточный уровень жизни человека, присущий обществу.
Прожиточный минимум устанавливается на одного человека.
Также предлагается изменить сферу применения прожиточного минимума и совсем исключить статью 3 о принципах формирования наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Согласно переходным положениям закона Кабинет Министров до 1 октября 2020 должен будет разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады проекты законодательных актов относительно:
На данный момент согласно статье 4 закона прожиточный минимум устанавливается Кабмином после проведения научно-общественной экспертизы сформированных набора продуктов питания, набора непродовольственных товаров и набора услуг. Порядок проведения научно-общественной экспертизы устанавливается на принципах социального партнерства и утверждается КМУ.
Прожиточный минимум на одного человека, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, ежегодно утверждается Верховной Радой в законе о Госбюджете.
Авторы законопроекта предлагают изложить эту статью следующим образом:
Прожиточный минимум устанавливается в процентном соотношении к среднемесячной заработной плате в Украине за год, предшествующий году формирование Государственного бюджета на следующий год, с учетом прогнозированного уровня инфляции текущего года.
Процентное соотношение размера прожиточного минимума к среднемесячной заработной плате составляет не менее:
в 2021 году - 40 процентов;
в 2022 году - 41 процентов;
в 2023 году - 42 процентов;
в 2024 году - 43 процентов;
в 2025 году - 44 процентов;
в 2026 году - 45 процентов;
в 2027 году - 46 процентов;
в 2028 году - 47 процентов;
в 2029 году - 48 процентов;
в 2030 году - 49 процентов;
в 2031 году - 50 процентов.
Прожиточный минимум ежегодно утверждается Верховной Радой в законе о Государственном бюджете.
Также предусмотрено изменить порядок мониторинга. Так, для наблюдения за динамикой уровня жизни в Украине на основе статистических данных орган исполнительной власти, обеспечивающий систематическое исследование расходов домохозяйств, проводит опросы домохозяйств относительно фактических расходов на продукты питания, непродуктовые товары, услуги, уход за детьми и процентного размера сбережений в структуре расходов домохозяйств.
Для целей настоящего Закона под домохозяйством понимается декларируемое экономическое объединение одного / двух / нескольких лиц, ведущих совместный учет доходов и расходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц.
Отметим, что отдельно данным законопроектом прописываются условия зарплат в НАБУ, НАЗК, ГБР, прокуратуре, ЦИК и Счетной палате.
Предусмотрено, что закон в случае его принятия вступает в силу с 1 января 2021, кроме отдельных норм.
Показатели прожиточного минимума, рассчитанные в соответствии с новым законом, применяются в процентном соотношении к прожиточному минимуму для системы налогообложения доходов домохозяйств, для установления минимального размера пенсии по возрасту в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в размере 44 процента в 2021 году с обеспечением ежегодного его увеличения на 2 процентных пункта до достижения 100 процентов.
При наличии экономических оснований этот процентный показатель может быть пересмотрен Верховной Радой.
Для назначения помощи согласно Закону «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» применяется уровень обеспечения прожиточного минимума, который ежегодно определяется законом о Государственном бюджете.
Также предписывается исключить пункты 3 и 5 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2017, № 2, ст. 25; 2018, № 32, ст. 242).
Кроме того, устанавливается, что прожиточный минимум после вступления в силу настоящего Закона не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат.
До внесения изменений в законы Украины относительно неприменения прожиточного минимума как расчетной величины он применяется в размере, соответствующем минимальному размеру должностного оклада, установленном на 1 января календарного года для соответствующих категорий работников.
Кабинет Министров до 1 октября 2020 должен будет разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады проекты законодательных актов относительно:
3) до 2025 года:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.