Народный депутат от «Слуги народа» Сергей Гривко 25 мая зарегистрировал законопроект №3536 о совершенствовании порядка представления и рассмотрения заявлений о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке.
Как отмечает автор (который ранее подавал законопроект о судейском вознаграждении), в настоящее время порядок подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке, определенный ГПК и Законом «О психиатрической помощи», содержит коллизии, является забюрократизированным и не отвечает интересам общества в части защиты прав и интересов граждан от посягательств лиц с психическими расстройствами и не предусматривает возможностей воздействия на таких лиц.
Сергей Гривко отмечает, что по существующему порядку исключительно врач-психиатр подает в суд заявление о проведении психиатрического освидетельствования лица в принудительном порядке, о предоставлении лицу амбулаторной психиатрической помощи или ее продлении в принудительном порядке, о госпитализации лица в учреждение по оказанию психиатрической помощи в принудительном порядке или о продлении такой госпитализации.
К такому заявлению в обязательном порядке должно прилагаться заключение врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров (часть 2 статьи 340 ГПК).
«То есть, в настоящее время существует следующая схема: врач-психиатр по результатам осмотра лица (или изучения медицинских документов лица) дает заключение о необходимости проведения психиатрического освидетельствования лица; врач-психиатр обращается в суд с заявлением о проведении такого освидетельствования лица в принудительном порядке; суд принимает решение; врач-психиатр проводит освидетельствование и дает соответствующее заключение.
Самая большая проблема существующего порядка заключается в том, что для обращения в суд с соответствующим заявлением врач-психиатр уже должен составить определенное представление о психическом состоянии лица и определить потребность в предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке.
Фактически существует коллизия: для проведения психиатрического освидетельствования лица в принудительном порядке тоже нужен предварительный осмотр соответствующего лица врачом-психиатром. Ведь в случаях, когда медицинская история человека не дает возможностей выяснить психическое состояние лица на текущий момент или соответствующая документация потерялась, или психическое расстройство наблюдается впервые, единственный источник сбора информации о психическом состоянии лица в соответствии с действующим законодательством – это непосредственный осмотр лица врачом-психиатром.
В тех случаях, когда такой осмотр провести невозможно (например, лицо с антисоциальным поведением просто отказывается от любого общения с психиатром , закрывается в квартире и т. д.), ситуация заходит в тупик, поскольку врач лишен возможности провести надлежащую оценку психического состояния человека.
Сделать вывод о состоянии здоровья лица только на основании анализа истории болезни и\или со слов посторонних лиц и подать соответствующее заявление в суд тоже далеко не каждый врач-психиатр решится.
Кроме того, врачи обычно не имеют столько свободного времени, чтобы взять на себя полное сопровождение всей процедуры предоставления психиатрической помощи в принудительном порядке каждого лица, в отношении которого есть жалобы о систематическом неадекватном поведении от родственников, соседей и т. д.
В результате в настоящее время мы имеем ситуацию, когда значительное количество лиц с явными психическими расстройствами систематически нарушает нормальную жизнедеятельность других лиц, общественный порядок, создает опасность для самих себя и для окружающих, а общество лишено возможности и действенных механизмов влияния на таких лиц (по крайней мере, путем принудительного психиатрического освидетельствования, амбулаторного лечения или предоставления другой психиатрической помощи).
Полиция в таких случаях тоже ограничена в возможностях. И часто отсутствие возможностей воздействия на таких лиц приводит к тяжелым последствиям (для самых лиц и / или для окружающих) - соответствующих сообщений достаточно в средствах массовой информации.
С учетом вышеизложенного существующий порядок подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке нуждается в совершенствовании», - подчеркивает Сергей Гривко.
Путем внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс вводятся следующие нововведения в порядок обращения в суд и рассмотрения судами заявлений о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке:
1) Заявление в суд о проведении психиатрического освидетельствования лица в принудительном порядке, о предоставлении лицу амбулаторной психиатрической помощи или ее продолжении в принудительном порядке сможет подавать не только врач-психиатр, а и следующие лица:
член семьи, родственник такого лица или иной гражданин Украины, нормальная жизнедеятельность которого систематически нарушается лицом с признаками психического расстройства;
полицейский, если при исполнении служебных обязанностей ним выявлены факты систематического нарушения лицом с признаками психического расстройства нормальной жизнедеятельности других лиц и / или общественного порядка.
2) Заявление в суд о госпитализации лица в учреждение по оказанию психиатрической помощи в принудительном порядке или о продлении такой госпитализации имеет право подавать, кроме врача-психиатра, также должностное лицо территориального органа полиции (если лицо с признаками психического расстройства систематически создает опасность для самого себя или окружающих).
3) К заявлению о проведении психиатрического освидетельствования физического лица в принудительном порядке, о предоставлении амбулаторной психиатрической помощи в принудительном порядке и ее продолжении вместо «заключения врача-психиатра» добавятся: материалы, предоставленные врачом-психиатром или врачом, который имеет любую медицинскую специальность по результатам предварительной оценки психического состояния лица, а в отдельных случаях – также материалы, подтверждающие факты нарушения лицом с признаками психического расстройства нормальной жизнедеятельности других лиц и / или общественного порядка.
То есть, потребность лица с признаками психического расстройства в проведении психиатрического освидетельствования сможет определять не только врач-психиатр, а и врач, имеющий любую медицинскую специальность, по результатам предварительной оценки психического состояния лица (фактически упрощаются критерии оценки психического состояния лица для установления целесообразности предоставления лицу психиатрической помощи в принудительном порядке).
4) К заявлению о госпитализации лица в учреждение по оказанию психиатрической помощи в принудительном порядке или заявлению о продлении такой госпитализации прилагается заключение комиссии врачей-психиатров и другие соответствующие материалы, а в случае, если заявление подается должностным лицом территориального органа полиции – дополнительно необходимо будет предоставить материалы, подтверждающие факты систематического создания лицом с признаками психического расстройства опасности для самой себя или для окружающих.
5) Меняются сроки рассмотрения судом отдельных заявлений о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке, в том числе с целью предоставления времени для надлежащего уведомления о судебном заседании участников дела.
6) Вводится норма, что в случае повторной неявки без уважительных причин в судебное заседание лица, в отношении которого решается вопрос о предоставлении ему психиатрической помощи в принудительном порядке (если такое лицо уведомлено о рассмотрении дела надлежащим образом), рассмотрение дела проводится в его отсутствие.
7) Вносятся технические правки в целях согласования положений законодательства в соответствующей сфере.
1) Добавляются правовые основания для обоснования необходимости проведения психиатрического освидетельствования лица в принудительном порядке (лицо с признаками психического расстройства систематически нарушает нормальную жизнедеятельность других лиц, общественный порядок)
2) Четко разграничиваются субъекты, принимающие решения о проведении психиатрического освидетельствования лица без его согласия или без согласия его законного представителя: врач-психиатр по заявлению, содержащему сведения, дающие достаточные основания для такого осмотра, или суд в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом.
3) Добавляются такие правовые основания для оказания амбулаторной психиатрической помощи без осознанного письменного согласия лица или без письменного согласия его законного представителя, как: в случае установления у него психического расстройства, вследствие чего оно может создать опасность для себя или для окружающих в связи с ухудшением психического состояния.
4) Добавляется норма, расширяющая субъектный состав лиц, имеющих право подавать заявления о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке (лица, указанные в соответствующих положениях ГПК).
Сфера предоставления психиатрической помощи и лечения психически больных людей — одна из самых сложных в Украине.
С одной стороны медали — права человека и невозможность ограничения его свобод, с другой стороны — его здоровье, ведь психически больной, как правило, не осознает свои проблемы, а психические заболевания часто сопровождаются соматическими (болезни сердца, сосудов и т. д.). В случае, если такой человек отказывается от обычной медицинской помощи, родственники не имеют права госпитализировать его даже в обычную больницу без его согласия, в т. ч. «по скорой». Медицинское вмешательство в случае отказа пациента возможно лишь в исключительных случаях, когда есть прямая угроза жизни, а медработники предпочитают не рисковать.
Чтобы получить право принудительно оказать ему медицинскую помощь, родственники (близкие) должны инициировать судебную процедуру установления опеки. Для этого в обязательном порядке их будущий подопечный должен пройти через судебно-психиатрическую экспертизу.
Возникает вопрос, как быть, если человек не хочет являться в суд или не может передвигаться и категорически отказывается от поездки на экспертизу (а «на дому» в Украине их не проводят). Еще хуже — если он находится под влиянием лиц, которые используют его в своих целях, намеренно препятствуют родственникам в общении и физическом доступе.
В таком случае перед судом придется ставить вопрос о принудительной доставке на экспертизу (ч. 2 ст. 298 Гражданского процессуального кодекса). Однако эта норма применяется в исключительных случаях, и для этого необходимо немало потрудиться.
Так, родственникам нужно отыскать врача-психиатра, который явится в суд и засвидетельствует факт необходимости принудительной доставки на экспертизу. Впрочем, если человек ранее публично не выражал никаких признаков расстройства, на него не заведена карточка в медицинском учреждении, и доставить его к врачу-психиатру невозможно, ставить данный вопрос перед судом не имеет смысла.
Следующий этап — это обеспечить саму доставку, ведь ни органы полиции, ни медицинские работники не уполномочены применять какие-то меры к подопечному во исполнение решения суда, если тот сопротивляется или из-за влияния посторонних лиц невозможно получить доступ в помещение, где находится лицо (к примеру, у предполагаемого опекуна нет регистрации по месту жительства подопечного).
Однако, даже пройдя все эти непростые этапы, не факт, что опекуну удастся помочь в лечении близкого человека. Ведь, если требуется госпитализация в психиатрическое учреждение, процесс придется начинать практически заново.
Напомним, что в июне 2016 года Конституционный Суд Украины, принял «революционное», по мнению некоторых судей КСУ, решение №2-рп/2016 по конституционному представлению уполномоченного Верховной Рады по правам человека Валерии Лутковской. Судьей-докладчиком в деле о судебном контроле над госпитализацией недееспособных лиц в психиатрическое учреждение выступал теперь уже экс-глава КСУ Станислав Шевчук.
Вопрос касался конституционности положений ч. 1 ст. 13 Закона «О психиатрической помощи». Так, Лутковская просила признать, что эти нормы в части, предусматривающей, что недееспособное лицо госпитализируется в психиатрическое учреждение по просьбе или с согласия его опекуна, не соответствуют положениям ст. 29 Конституции. По ее мнению, с которым согласился и КСУ, такая госпитализация требует обязательного судебного решения, принятого по результатам проверки обоснованности и необходимости госпитализации в принудительном порядке.
КСУ в своем решении указал, что «до моменту законодавчого врегулювання питання забезпечення судового контролю за госпіталізацією до психіатричного закладу недієздатної особи на прохання або за згодою її опікуна за рішенням лікаря-психіатра така госпіталізація можлива лише за рішенням суду».
Таким образом, согласно позиции КСУ, опекуну нужно каждый раз проходить судебную процедуру и доказывать обоснованность и необходимость госпитализации.
Также КСУ призвал законодателя урегулировать данный вопрос.
В 2017 году в закон о психиатрической помощи были внесены изменения.
Фактически лицо, даже если оно признано недееспособным, должно предоставить свое согласие не госпитализацию.
В частности, было предусмотрено, что лицо, достигшее 14 лет, госпитализируется в учреждения по оказанию психиатрической помощи добровольно – по его просьбе или с его осознанного письменного согласия.
Лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, госпитализируется в учреждения по оказанию психиатрической помощи добровольно - по его просьбе или с его осознанного письменного согласия. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о согласии его подопечного на госпитализацию в учреждения по оказанию психиатрической помощи не позднее дня, следующего за днем предоставления такого согласия.
Лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, которое по состоянию своего здоровья не способно выразить просьбу или предоставить осознанное письменное согласие, госпитализируется в учреждения по оказанию психиатрической помощи по решению (согласию) органа опеки и попечительства, которое принимается не позднее 24 часов с момента обращения законного представителя указанного лица и может быть обжаловано в соответствии с законом, в том числе в суд.
Каждая госпитализация осуществляется по решению врача-психиатра.
Лицо может быть госпитализировано в заведение по оказанию психиатрической помощи в принудительном порядке:
Также лицо может быть госпитализировано в психиатрическое учреждение без его письменного согласия или без письменного согласия его законного представителя, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, и при установлении у лица тяжелого психического расстройства, в результате чего оно:
Таким образом, законопроект авторства депутата от «Слуги народ» решает далеко не все проблемные вопросы.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.