В распоряжении «Судебно-юридической газеты» оказался текст законопроекта, предусматривающий внесение масштабных изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей», а также в другие законы, касающиеся Верховного Суда и органов судейского управления.
Так, предлагается несколько расширить и в то же время урезать полномочия Высшего совета правосудия, предоставить право международным техническим проектам принимать участие в формировании нового состава Высшей квалификационной комиссии судей, окончательно ликвидировать Верховный Суд Украины и дать возможность Совету правосудия увольнять членов ВККС. При этом численность судей Верховного Суда предлагается регулировать решениями Высшего совета правосудия.
Данный законопроект будет уже скоро внесен в Верховную Раду Президентом Владимиром Зеленским и фактически станет новой попыткой судебной реформы взамен во многом потерпевшего крах в Конституционном Суде Украины предыдущего закона 193-IX (он же 1008).
Как следует из текста законопроекта, предлагается сделать решающим слово Высшего совета правосудия в вопросе определения количества судей, необходимых для эффективного функционирования судебной власти страны.
В настоящее время п. 6 ст. 19 Закона «О судоустройстве и статусе судей» предусматривает, что штатную численность судей в судах определяет Государственная судебная администрация по согласованию с Высшим советом правосудия.
Законопроект предлагает несколько сместить акцент и сделать так, чтобы штатную численность судей в судах определял именно Высший совет правосудия по представлению Государственной судебной администрации.
Также предлагается дать ВСП право (по представлению ГСА) определять численность судей апелляционных палат высших специализированных судов.
Некоторые вопросы карьеры судьи также частично предлагается отдать в компетенцию Высшего совета правосудия.
Так, ВСП сможет единолично, без участия Высшей квалификационной комиссии судей, принимать решения о временном командировании судей в другой суд того же уровня и специализации в случае возникновения такой необходимости (п. 1 ст. 55 Закона).
При этом максимальный срок такой командировки предлагается определить в два года (сейчас максимально 1 год).
Порядок командировки судьи в другой суд будет и разрабатываться, и утверждаться Высшим советом правосудия. В действующей редакции закона за соответствующий порядок отвечали ВККС и Государственная судебная администрация, а ВСП его только утверждал.
Интересно, что законопроектом предусмотрена возможность увольнения членов ВСП с должностей. Однако для этого соответствующее решение не менее чем 14 голосами должен принять сам Высший совет правосудия. После голосования, представление на увольнение члена ВСП вносится субъекту выдвижения, который ранее его избрал/назначил в ВСП.
С момента внесения представления на увольнение члена ВСП, его полномочия в составе Совета правосудия приостанавливаются до вынесения окончательного решения органом, делегировавшим такого члена в ВСП.
Новая Высшая квалификационная комиссия судей
Наибольшее внимание законопроект уделяет Высшей квалификационной комиссии судей – главному кадровому органу судебной власти.
Предлагается закрепить в законе, что численный состав ВККС составляет все-таки 16 членов, а не 12, как это предусматривалось законом 193-IX.
Назначаться члены ВККС будут Высшим советом правосудия по результатам конкурса сроком на четыре года. Лица, ранее уже занимавшие должности членов ВККС, не смогут повторно стать членами Комиссии. Также членами нового состава ВККС не смогут стать бывшие члены Высшего совета юстиции и Высшего совета правосудия.
Полномочной Комиссия будет считаться при условии назначения в ее состав не менее 11 членов.
Срок, отведенный на формирование новой ВККС после вступления в силу закона – 90 дней.
При этом интересно, что даже после истечения срока полномочий, при определенных обстоятельствах, члены ВККС смогут выполнять свои обязанности. «Если ВККС может стать неполномочной по причине окончания срока полномочий члена Высшей квалификационной комиссии судей, такой член Комиссии продолжает выполнять свои обязанности до дня назначения на его должность другого лица, но в любом случае не более трех месяцев со дня окончания срока, на который такой член ВККС был назначен», - указано в тексте законопроекта.
Новый состав ВККС сможет работать не только в пленарном составе и в составе коллегий, но и в составе двух палат (по восемь членов в каждой), что по идее должно оптимизировать процесс принятия Комиссией решений. Коллегии смогут работать в составе трех и более членов.
Также члены ВККС смогут принимать участие в работе Комиссии в дистанционном режиме.
Как это и ранее предусматривалось законом 193-IX, выбирать новый состав ВККС будет специальная конкурсная комиссия. При этом положение о конкурсе на должность члена ВККС, как и ранее, будет утверждать Высший совет правосудия.
Объявление о начале конкурса, его условиях и сроках также осуществляется Советом правосудия. Документы кандидаты на должности членов ВККС должны будут подавать в секретариат ВСП, который будет обрабатывать и публиковать соответствующую информацию на сайте Совета правосудия.
Что касается состава конкурсной комиссии по отбору членов ВККС, то ее состав будет также утверждаться Советом правосудия. Членами конкурсной комиссии смогут стать лица, имеющие «безукоризненную деловую репутацию», «высокие профессиональные и моральные качества», которые являются «юристами с высоким уровнем компетенции».
В состав конкурсной комиссии будут входить:
Отметим, что как следует из законопроекта, если международные доноры или организации по каким-то причинам проигнорируют новый конкурс, то кандидатов в состав конкурсной комиссии сможет предложить Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.
Срок полномочий конкурсной комиссии будет составлять четыре года (как и у членов ВККС), а полномочным ее состав будет в составе четырех членов, два из которых должны быть обязательно делегированы донорами.
Перед тем, как приступить к конкурсным процедурам, комиссия должна будет принять свой регламент, который будет опубликован на сайте ВСП. Заседания конкурсной комиссии будут проходить открыто, а о месте и времени их проведения будет сообщаться заблаговременно. При этом предусмотрена трансляция заседаний конкурсной комиссии в режиме реального времени.
Решения конкурсной комиссии будут считаться принятыми при условии, что за них проголосовало большинство членов от состава комиссии, но при этом важно, чтобы оно было поддержано не менее чем двумя представителями доноров или Уполномоченного по правам человека.
В заседаниях конкурсной комиссии ее члены смогут принимать участие дистанционно.
Помимо стандартной практики сбора информации о кандидатах в ВККС из открытых источников, а также получения информации от разных государственных структур и организаций, члены конкурсной комиссии смогут пользоваться и открытыми реестрами данных.
Отметим, что если ранее Высший совет правосудия хотел предусмотреть для кандидатов несколько этапов конкурсного отбора – тестирование на знание норм права, оценку моральных и деловых качеств, собеседование в конкурсной комиссии и фактическое собеседование с членами самой ВСП, то теперь все может пройти быстрее и не так тщательно. Как следует из предложенного Президентом законопроекта, конкурсная комиссия должна будет провести собеседования с кандидатами в члены Комиссии, отобрать 16 наиболее достойных и передать их список в ВСП. Совет правосудия, не затягивая, в течение пяти дней должен будет рассмотреть кандидатуры и назначить членов Комиссии.
Надо отметить, что новыми изменениями в ст. 95-1 Закона о судоустройстве, власти фактически признали нежизнеспособность действующей редакции этой статьи.
Сейчас в состав конкурсной комиссии по отбору членов ВККС должны входить лица из числа международных экспертов, ранее предложенных международными и иностранными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Украины, в состав Общественного совета международных экспертов, созданного в соответствии с Законом «О Высшем антикоррупционном суде».
Как известно, такие международные организации зимой-весной фактически отказались делегировать своих представителей в состав конкурсной комиссии в связи с претензиями, возникшими у них к судебной реформе Владимира Зеленского, в частности его планам по-своему «реформировать» Верховный Суд. В итоге, быстро ВККС сформировать тогда не удалось, после чего в марте ранее объявленный конкурс был отменен.
Таким образом, теперь возможность принять участие в формировании ВККС получат напрямую иностранные проекты, оказывающие техническую помощь при проведении реформ в сфере судоустройства и противодействия коррупции. Хорошо это или нет, покажет время.
Весьма похоже на то, что в части конкурсных процедур по формированию ВККС, влияние на этот процесс со стороны Высшего совета правосудия ослабнет.
Например, в этот раз, Высший совет правосудия, похоже, не сможет предусмотреть возможность для дополнительной проверки победителей конкурса на должность членов ВККС, по аналогии как это происходило с победителями конкурсов в Верховный Суд или Высший антикоррупционный суд. Как известно, победив в соответствующих конкурсах, не все кандидаты в ВС и ВАКС смогли успешно пройти через рассмотрение своих рекомендаций ВСП.
Также, предыдущее Положение о проведении конкурса на должность членов ВККС, разработанное ВСП в декабре 2019 года, содержало норму, согласно которой Совет правосудия мог отказать в назначении на должность члена ВККС с учетом возникших к нему замечаний.
Новый же законопроект, в ст. 95 Закона о судоустройстве предлагает указать, что «Высший совет правосудия назначает члена Высшей квалификационной комиссии судей на основании протокола заседания конкурсной комиссии не позднее пяти дней со дня получения такого протокола».
Отметим, что в новом законопроекте уже не идет речь об органах вроде Комиссии по вопросам этики и добропорядочности, которая должна была проверять добропорядочность членов Высшего совета правосудия, ВККС и судей Верховного Суда. Существование такого органа 11 марта признал незаконным Конституционный Суд.
В новом законопроекте осталась только возможность проверки действий членов ВККС. Давать оценку действиям членов Комиссии будет Высший совет правосудия, который, при необходимости, сам сможет инициировать проверку членов ВККС с временным их отстранением от осуществления обязанностей на период такой проверки.
При этом вносить представление в ВСП на увольнение своих членов сможет и ВККС. Но сделать ей это удастся, если соответствующее предложение одобрят не менее 11 членов самой ВККС.
Отметим, что законопроект предлагает исключить из ст. 19 Закона «О судоустройстве и статусе судей» п. 7, который предусматривает, что максимальная численность судей Верховного Суда устанавливается данным законом. Это означает, что в будущем численность судей ВС может быть сокращена просто решением Высшего совета правосудия. Такой сценарий представляется вполне возможным, с учетом того, что с февраля 2020 года действует закон 460-IX (он же 2314), предусматривающий действие процессуальных фильтров, ограничивающих доступ дел в Верховный Суд для кассационного пересмотра.
В то же время, норма закона 193-IX о том, что в Верховном Суде могут осуществлять правосудие не более ста судей, будет убрана из новой редакции закона.
Что касается судьбы Верховного Суда Украины, то переходными положениями к законопроекту предусмотрено, что после вступления в силу нового закона, ВСУ прекращает свою деятельность в связи с реорганизацией в Верховный Суд.
Оставшиеся девять судей ВСУ продолжат осуществление своих полномочий как судьи Верховного Суда в кассационном суде той юрисдикции, которая соответствовала юрисдикции судебной палаты Верховного Суда Украины, в которой судья ранее осуществлял правосудие.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.