Как известно, уже сегодня, 16 апреля, Верховная Рада может принять законопроект «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины по противодействию злоупотреблению правами народных депутатов Украины в ходе законодательной процедуры» №1043. Он был подан народным депутатом от «Слуги народа» Сергеем Кальченко еще в августе 2019 года.
С тех пор законопроект подвергся критике и различным преобразованиям.
Окончательная его версия с учетом поправок была подана вчера, 15 апреля.
Исходя из последней версии законопроекта №1043, закон о Регламенте парламента предлагается дополнить статьей 119-1 «Особая процедура рассмотрения законопроектов во втором чтении» следующего содержания:
(То есть, основной критерий – не качество, а количество поправок – ред.)
Особая процедура применяется по предложению, подписанному не менее чем одной третью народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, поддержанному решением Верховной Рады, принятым на пленарном заседании большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, при условии предоставления народным депутатам сравнительной таблицы и сопроводительных документов к ней (статья 117 настоящего Регламента). Такое решение заносится в протокол пленарного заседания Верховной Рады.
1) каждая депутатская фракция (депутатская группа) вправе определить не более пяти предложений, поправок, не учтенных главным комитетом, на которых она настаивает, и направить в адрес главного комитета письмо с указанием номеров и инициаторов таких предложений, поправок в сравнительной таблице законопроекта, подготовленного ко второму чтению;
2) каждый внефракционный народный депутат, предложения, поправки которого не учтены главным комитетом, имеет право определить не более одного своего неучтенного предложения, поправки, на которой он настаивает, и направить в адрес главного комитета письмо с указанием их номера в сравнительной таблице законопроекта, подготовленного ко второму чтению.
1) выступление председателя комитета или представителя главка – до 2 минут;
2) обсуждение предложений, поправок, включенных в уточненную сравнительную таблицу законопроекта, с возможным последующим голосованием по учету отклоненных или о подтверждении учтенных главным комитетом предложений, поправок, предусматривает право на выступление:
- инициатора отклоненного предложения, поправки – до 2 минут;
- народного депутата, который требует поставить на голосование (для подтверждения) предложение, поправку, учтенную главным комитетом – до 1 минуты;
- председателя или представителя главного комитета для обоснования решения комитета по каждому оговоренному предложению, поправке – до 1 минуты.
3) принятие решения по результатам рассмотрения законопроекта во втором чтении (статья 123 настоящего Регламента)».
В Главном юридическом управлении отметили по поводу данного законопроекта следующее.
1. Вопреки требованиям Регламента Верховной Рады Украины (статьи 102, 116), законопроект подвергся существенному концептуальному изменению, поскольку парламентом было принято за основу внесение изменений в статьи 48, 120 и 121 Регламента, вместо этого сейчас во втором чтении предлагается внести изменения в статью 119, а также дополнить Регламент новой статьей 119-1.
2. Введение особой процедуры рассмотрения законопроектов во втором чтении делает возможным принятие значительных по объему законопроектов (в первую очередь проектов первичных законодательных актов) без их постатейного обсуждения и голосования. Такое упрощение законодательной процедуры может негативно повлиять на соблюдение критерия качества закона.
3. Законопроектом предлагается предусмотреть, что в случае принятия парламентом решения о применении особой процедуры рассмотрения проекта закона во втором чтении на пленарном заседании будет обсуждаться и голосоваться ограниченное количество предложений, поправок.
В связи с этим необходимо отметить, что Конституционный Суд Украины в своем решении от 28 февраля 2018 года № 2-р/2018 указал, что реализация права законодательной инициативы предусматривает обязательное рассмотрение законодательных инициатив соответствующих субъектов. Так, процесс рассмотрения законопроекта на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины – это не только обсуждение законопроекта и голосования по нему, а также обсуждение предложений к законопроекту, которые являются формой реализации права законодательной инициативы.
Кроме того, право законодательной инициативы, предусмотренное в статье 93 Конституции Украины, непосредственно корреспондируется с конституционной обязанностью парламента рассмотреть все внесенные предложения к проектам законов, а также принять или отклонить их путем личного голосования народных депутатов Украины.
4. Критерий применения особой процедуры, который предлагается определить в статье 119-1 Регламента, должен ориентироваться прежде всего на содержание законопроекта. Вместо этого в проекте применяется исключительно формальный показатель – количество предложений, поправок, поданных к законопроекту.
При этом не учитывается, что поправка является способом исправления ошибок, внесения уточнений, а лишь предложение (как форма реализации права законодательной инициативы) направляется на конкретное изменение, дополнение или исключение отдельных положений из текста законопроекта (статья 89 Регламента).
Иначе говоря, концепция такой процедуры не ориентирована на содержательную детальную проработку системных, значительных по объему законодательных изменений.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.