Народные депутаты Украины — члены Комитета Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики очень возмутились тем, что им придется декларировать обмен валюты на сумму больше 105 тысяч гривен.
«На ковер» к Комитету попал глава Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Александр Новиков. Ему в ходе заседания Комитета ВР по вопросам антикоррупционной политики 7 апреля пришлось отвечать на вопросы народных депутатов относительно соответствующего разъяснения НАПК. Оно интересовало их больше, чем любые другие вопросы, ведь народным избранникам также теперь придется декларировать обмен валюты в больших суммах.
Речь идет о том, что 2 апреля Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) опубликовало разъяснение, согласно которому покупка и обмен валюты на сумму более 50 прожиточных минимумов (ПМ) подлежит декларированию.
«Совершая сделку по обмену валюты, лицо приобретает новый актив — денежные средства в новой валюте.
Эта сделка отражается в разделе 14 «Расходы и сделки субъекта декларирования» в случае, когда размер разового расхода или стоимость предмета сделки превышает сумму 50 ПМ для трудоспособных лиц.
Размер прожиточного минимума применяется тот, что установлен на 1 января соответствующего года. В 2020 году 50 ПМ составляет 105 тыс. 100 грн.
Кроме того, в случае осуществления разового расхода на покупку валюты на сумму, превышающую 50 ПМ, субъект декларирования, на которого распространяются требования ч. 2 ст. 52 Закона, должен подать уведомление о существенных изменениях в имущественном состоянии», — подчеркнули в НАПК.
В ходе обсуждения народный депутат от «Европейской солидарности» Виктория Сюмар назвала «первоапрельской шуткой» это разъяснение НАПК, согласно которому лицо обязано декларировать операции по обмену валюты как существенные изменения в имущественном состоянии:
«Если человек поменял деньги и они просто стали другой валютой — то его имущественное состояние, очевидно, не поменялось. Как вы вообще планируете фиксировать такие сделки, если человек может в течение года менять деньги и в конце года просто задекларировать наличие суммы в другой валюте? Вам не кажется, что это нелогично? Не видите ли вы в этом коррупционных рисков, ведь это может стать основаниям для вымогательства взятки, как это ранее случалось?»
Александр Новиков отметил, что ему также хорошо известно о том, как такая система работала, и он уже уволил несколько десятков сотрудников НАПК.
«Не только народные депутаты, но и сотрудники центральных органов исполнительной власти неоднократно обращались за разъяснением по этому поводу, поэтому НАПК просто суммировало их.
Фактически эта обязанность возникла с 1 января 2020 года. Эти операции не являются доходом, и мы об этом указывали. Вместе с тем, если открыть измененную статью 52 профильного закона, в ней описано три случая, когда надо декларировать существенные изменения. Это получение дохода, покупка имущества и то, что было добавлено с 1 января — это осуществление расхода. Фактически по гражданскому кодексу и закону о денежном обороте деньги отнесены к отдельному объекту имущественных прав.
Хочу отдельно подчеркнуть, что эта обязанность возникла с 1 января, после внесения изменений. И мы это разъяснение делали не сами, а с экспертом Дмитрием Котляром, который тесно работает и с вашим комитетом», — подчеркнул Новиков.
По поводу одобрения от эксперта ему возразила глава антикоррупционного комитета Анастасия Красносильская.
«Что касается декларирования обмена валюты как существенных изменений в имущественном состоянии, я позволила себе переспросить у Дмитрия Котляра (который действительно работает с нашим комитетом), и его позиция такая, что декларирование существенных изменений в имущественном состоянии, которые возникли в результате обмена валюты, это, скажем так, не отвечает статье 52 Закона. Потому что обмен валюты не является получением дохода, обретением имущества или осуществлением расхода. И я со своей стороны разделяю эту позицию», — пояснила глава Комитета Анастасия Красносильская.
Член Комитета ВР по вопросам правовой политики Сергей Власенко поддержал главу комитета.
«Никаких изменений имущественного состояния не происходит. Ни один нормативный акт не разделяет валютные ценности на доллары, тугрики, монаты и прочее. Это все является валютными ценностями, одной категорией имущества.
Поэтому большая просьба не позорить НАПК, чтобы мы потом не ходили в суд — потому что любой суд признает такое разъяснение незаконным», — отметил Власенко.
«Действительно, когда осуществляется обмен валюты, не происходит изменений в имущественном состоянии — и мы в своих разъяснениях на этом акцентировали. Обязанность задекларировать обмен валют связана с тем, что в данном случае происходит расход.
Обмен валют нельзя назвать бесплатной операцией. Осуществляло ли лицо расход, покупая валюту — именно из этого исходило Агентство при своем разъяснении.
Осуществление расхода корреспондирует с теми нормами, которые регулируют декларирование сделок, — подчеркнул глава НАПК, и добавил: — Если вы меняете на 100 тысяч грн или меньше, то вы не декларируете. Кроме того, из миллиона субъектов декларирования это лишь сто тысяч человек».
Сергей Власенко отметил, что такая норма не будет работать, если обмен будет осуществляться мелкими порциями. Народный депутат Антонина Савицкая поддержала коллегу в том, что доказать в таком виде операции будет невозможно.
«Мы все пользуемся такими услугами и знаем, что это никак не фиксируется. Зачем создавать правила, которые не будут работать? Я вижу уже, что нам нужно в законе написать отдельно, что не является расходом трата средств при осуществлении обменных операций», — констатировала Савицкая.
В свою очередь, Александр Новиков отметил, что при электронном обмене такие операции достаточно просто зафиксировать. Кроме того, это фиксируется при осуществлении негласных следственных действий.
«Это не требование НАПК, а требование закона, в котором указана обязанность декларировать такие сделки», — подчеркнул Новиков.
Стоит отметить, что НАПК после 2 апреля уточняло свое разъяснение.
«Обращаем внимание, что в главе 14 «Расходы и сделки субъекта декларирования» указываются сведения о совершенном субъектом декларирования разовом расходе, связанном с операцией по обмену валюты, на сумму, которая превышала 96 050 грн в 2019 году и на сумму 105 100 грн — в этом году.
В случае если период, отведенный на представление исправленных деклараций, уже завершился, а субъект декларирования решил дополнить представленную декларацию данными о указанном выше расходе, он может отправить сообщение Национальному агентству через персональный электронный кабинет.
В сообщении есть возможность детализировано описать выявленные неточности или ошибки, причины неуказания сведений в декларации. Эта информация будет учтена Национальным агентством при проведении полной проверки декларации соответствующего субъекта декларирования».
А 7 апреля Агентство опубликовало дополнительные разъяснения по этому вопросу:
«2 квітня Національне агентство з питань запобігання корупції (НАЗК) оприлюднило Роз’яснення щодо застосування оновленого антикорупційного законодавства, зокрема стосовно вимог щодо фінансового контролю в частині відображення відомостей про здійснені операції з купівлі-продажу валюти. Для зручності декларантів НАЗК надає додаткові роз’яснення з цього питання.
НАЗК підкреслює: суб’єктам декларування слід враховувати, що при операціях з купівлі-продажу валюти здійснюється не лише видаток (тобто не лише витрата коштів), а й набувається новий актив – грошові кошти у новій валюті.
До яких суб’єктів декларування застосовується ця вимога?
Положення ч. 2 ст. 52 Закону України «Про запобігання корупції» (у редакції, що набула чинності з 1 січня 2020 року) застосовуються до:
1) суб’єктів декларування — службових осіб, які займають відповідальне та особливо відповідальне становище (примітка до ст. 50 Закону України «Про запобігання корупції»);
2) суб’єктів декларування, які займають посади, пов’язані з високим рівнем корупційних ризиків (ст. 50 Закону України «Про запобігання корупції»).
За яких умов треба декларувати відомості про здійснення операції із купівлі-продажу валюти?
Відповідно до вимог ч. 2 ст. 52 Закону України «Про запобігання корупції» у разі суттєвої зміни у майновому стані суб’єкт декларування має повідомити про це НАЗК протягом 10 днів з моменту настання такої зміни. Суттєвою зміною у майновому стані вважається здійснення разового видатку на суму, що перевищує 50 прожиткових мінімумів (станом на 5 квітня 2020 року – 105 100 грн). Ця норма стосується й операцій з купівлі-продажу валюти.
Зазначена інформація вноситься до Єдиного державного реєстру декларацій осіб, уповноважених на виконання функцій держави або місцевого самоврядування, та оприлюднюється на офіційному вебсайті Національного агентства. Повідомлення про суттєві зміни в майновому стані суб’єкта декларування подаються виключно в електронній формі, їх паперова копія не подається.
В повідомленні про суттєві зміни в майновому стані суб’єкта декларування заповнюється розділ 9 «Видатки» шляхом обрання у полі «Вид видатку» позначки «Придбання», а в полі «Предмет правочину, який спричинив видаток» – позначки «Інше» з подальшим зазначенням «Придбання валюти …» (вказати, національної чи іноземної). Обов’язково мають бути заповнені поля «Країна, у якій було здійснено видаток», «Розмір видатку» у грошовій одиниці України (гривні), «Дата здійснення видатку».
Розділ 7 «Цінне рухоме майно (крім транспортних засобів)» повідомлення про суттєві зміни в майновому стані суб’єкта декларування при цьому не заповнюється.
Разом з цим видаток слід відобразити також у розділі 14 «Видатки та правочини суб’єкта декларування» щорічної декларації. При цьому він зазначається у грошовій одиниці України (гривні). Розділ 5 «Цінне рухоме майно (крім транспортних засобів)» щорічної декларації у зв’язку зі здійсненням операцій з купівлі-продажу валюти не заповнюється.
НАЗК підкреслює:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.