Святослав Пограничный,
шеф-редактор «Судебно-юридической газеты», доктор философии в сфере права
Качество законотворчества — один из ключевых факторов для эффективной работы всего государственного механизма. Можно принять сколько угодно приятных для слуха общества законов, но если в них будут несостыковки, коллизии, не будут глубоко продуманы последствия, потом это негативно отразится на каждом.
В этой связи юридическое сообщество очень насторожил «турборежим», в котором принимаются законы новой Верховной Радой. И хотя он позиционировался положительно, количество совсем не значит качество.
Особое беспокойство вызвало желание новой власти провести еще одну судебную реформу. Ведь судебная система и так находится в режиме перманентного реформирования. Пока судьям, скорее, приходится нейтрализовать своими силами негативные последствия идей «реформаторов», чем говорить о положительном эффекте реформ.
Как и предыдущие, новые политики не стесняются называть судей «взяточниками» и открыто говорить о необходимости «создать дополнительное давление» на судебную систему. Судьи по-прежнему остаются наиболее уязвимыми с точки зрения поля для информационных манипуляций, ведь Кодекс судейской этики не позволяет им открыто реагировать на такие пассажи.
Стоит напомнить, что судебная реформа 2016 года, которую критикуют новые политики, принималась в «турборежиме» — так же, как и новая реформа 2019 года. Теперь на ошибки обеих этих реформ прямо указал Конституционный Суд Украины, признав неконституционной как ликвидацию Верховного Суда Украины, так и сокращение количества судей нового Верховного Суда.
Верховный Суд — это лицо судебной системы, наряду с Высшим советом правосудия. На почему-то наши политики не понимают разницу между органом исполнительной власти среднего уровня и данными судебными институциями.
«Лучше пять лет ошибок, чем 50 лет саботажа», — цитируют реформаторы слова Вацлава Гавела. При этом к «саботажникам» причисляя и судей (здесь стоит напомнить, что автор фразы про «саботажников» — судей ВС и членов Высшего совета правосудия недавно был уволен Верховной Радой посредством механизма выражения недоверия).
Возможно, стоит на время воздержаться от красивых афоризмов (без анализа условий, в которых они озвучивались), и подумать, к чему приведет такая риторика в дальнейшем, и не роют ли политики в таком случае яму сами себе? Ведь, подрывая авторитет судебной власти, они подрывают авторитет государственной власти как таковой, и если сегодня ежедневно призывать граждан не доверять судам, то рано или поздно украинцы перестанут доверять и парламенту, и Президенту.