На данный момент процедура во время досудебного расследования чрезмерно бюрократизированная – есть необходимость согласования следователем почти каждого своего действия с прокурором. «Мы теряем время, мы теряем доказательства», – отметила в ходе выступления на внеочередном заседании Верховной Рады 4 марта и. о. директора Государственного бюро расследований Ирина Венедиктова.
Остановилась Ирина Венедиктова и на конкретных проблемах взаимодействия с Офисом Генерального прокурора.
«Организация работы Офиса Генерального прокурора построена таким образом, что в настоящее время в более чем тысяче производств ГБР не назначены процессуальные руководители, и, соответственно, их фактическое расследование заблокировано.
Но самое страшное в этой ситуации – что Генеральный прокурор не только скрывает этот факт, но и отрицает.
В понедельник я получила по этому поводу письмо. Именно поэтому вчера я направила письмо в ответ на 26 листах с номерами уголовных производств, составляющих цифру 1272 уголовных производства, по которым не назначен процессуальный руководитель – и это без закрытых, без объединенных и без приостановленных. А вы прекрасно понимаете, что и по этим делам нужен прокурор, по крайней мере для того, чтобы граждане могли обжаловать действия в суде. Эффективной работы любого органа досудебного расследования в таком порядке быть вообще не может.
Кроме того, очень важно сделать акцент на том, что ГБР в политику не играет, как бы некоторые лица ни указывали на какую-то политическую ангажированность, связанную с приходами в ГБР действующих народных депутатов.
Закон четко предусматривает, что, в соответствии со статьей 481 УПК, письменное уведомление о подозрении народным депутатам осуществляется Генеральным прокурором. Нет такого процессуального действия в данном случае – согласовывать или не согласовывать подозрение, только он уполномочен его составлять. Следователи ГБР не наделены этими полномочиями и не могут это делать в отношении народных депутатов.
Более того, в соответствии с Регламентом Офиса Генерального прокурора, документы, которые подаются на подпись Генеральному прокурору, готовятся исключительно работниками ОГП. Поэтому база и закон, составление, подписание, вручение уведомления о подозрении народного депутата являются исключительно прерогативой Генерального прокурора. Использование помещений ГБР для этого – это также только его решение как организатора. ГБР вне политики и работает исключительно на народ Украины и на государство Украина», – отметила она.
Также Ирина Венедиктова остановилась на проблеме пересечения подследственности ГБР и НАБУ, что влечет не просто дублирование функций, а передачу дел на любой стадии и в рандомном порядке.
«Цифры и факты не имеют никакого значения, пока преступник не находится в тюрьме, а деньги, полученные преступным путем, не возвращены потерпевшим или возмещены в бюджет государства. Для этого необходима слаженная работа правоохранительной системы и системы правосудия.
Хочу обратить ваше внимание на негативные процессуальные и организационные факторы, препятствующие поставленной цели. Во-первых, определение подследственности ГБР. Она пересекается с подследственностью НАБУ. В ряде случаев это не просто дублирование функций, а передача дел из одного органа в другой на любой стадии и в рандомном порядке. Без установления альтернативной подследственности ГБР будет заниматься только коррупцией на низшем и на среднем звене», – подчеркнула Ирина Венедиктова.
Кроме того, она отметила отсутствие процедуры заочного осуждения лица, что затрудняет привлечение к ответственности лиц, скрывающихся за пределами государства или на оккупированных территориях.
Напомним, ранее в комментарии «Право ТВ» глава Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский рассказал о законопроекте, которым планировалось урегулировать вопрос заочного осуждения
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.