В Верховной Раде зарегистрирован новый законопроект, предусматривающий изменение некоторых принципов работы Большой Палаты Верховного Суда и Кассационного административного суда в составе Верховного Суда.
Так, 21 февраля группа народных депутатов фракции «Слуга народа» (Роман Бабий, Владимир Ватрас, Валерий Божик, Максим Дырдин, Иван Калаур) зарегистрировала законопроект № 3101 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины относительно обеспечения равномерной нагрузки на судей Большой Палаты Верховного Суда и Кассационного административного суда в составе Верховного Суда».
Хотя текст законопроекта в настоящее время отсутствует на сайте парламента, «Судебно-юридической газете» удалось ознакомиться с его содержанием.
Как следует из законопроекта, он предлагает внести следующие изменения в КАСУ:
Статью 31 предлагается дополнить ч. 6-1 такого содержания: «Автоматическое распределение жалоб на решения Высшего совета правосудия, принятые по результатам рассмотрения жалоб на решения ее Дисциплинарной палаты, а также апелляционных жалоб, которые подлежат рассмотрению Большой Палатой Верховного Суда, для определения председательствующего (судьи-докладчика) на заседаниях палаты осуществляется между всеми судьями Большой Палаты Верховного Суда без учета специализации судей».
Кроме того, в пункте 1 ч. 3 ст. 151 предлагается исключить слова «Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров» (речь о недопустимости остановки актов), а ч. 2 ст. 266 — изложить в следующей редакции:
«2. Административные дела, указанные в п. 1-3 части первой этой статьи, рассматриваются в порядке упрощенного искового производства Верховным Судом в составе коллегии Кассационного административного суда не меньше чем тремя судьями. Распределение таких дел между судьями Кассационного административного суда в составе Верховного Суда осуществляется без учета специализации судей».
Сейчас в этой части статьи речь идет о том, что в делах об обжаловании актов или действий Президента, Верховной Рады, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей в составе коллегии должно быть не менее пяти судей.
Таким образом, судя по всему, законодатель поставил себе целью оптимизировать работу Большой Палаты ВС и КАС ВС, а также выровнять диспропорцию в нагрузке на судей БП ВС.
В настоящее время БП ВС и КАС ВС сталкиваются с большой нагрузкой (только в 2019 году КАС ВС рассмотрел около 46 тыс. дел, а Большая Палата рассмотрела более 2 тыс. дел).
Известно, что нагрузка на судей административной юрисдикции в составе БП ВС является одной из самых высоких в силу специфики распределения дел.
В то же время остается непонятным, каким образом подобные дела будут готовить к рассмотрению судьи других юрисдикций, например хозяйственной или уголовной, никогда не специализировавшиеся на вопросах публичной службы или спорах с органами власти.
Проблема может заключаться еще и в том, что каждый из судей БП ВС ранее проходил конкурс в конкретный кассационный суд по соответствующей специализации. То есть уровень квалификации судьи подтверждали строго на соответствие занимаемой должности в том суде, который их впоследствии и делегировал в состав БП ВС.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.