5 февраля Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики поддержал создание рабочей группы по вопросам цифровизации правосудия.
«Отныне мы активно будем способствовать внедрению Единой системы электронного судопроизводства, которая позволит полностью автоматизировать работу судов и обмен информацией между судебными органами и участниками судебных дел. Она объединит всех причастных к правосудию. Такая диджитализация судебных процедур полностью согласуется с направлением внедрения стратегии «Государства в смартфоне».
Система позволит:
Однако ответственные за обеспечение запуска ЕСИТС Государственная судебная администрация и ГП «Информационные судебные системы» прогнозируют, что полноценный запуск Системы возможен не раньше 2023 года. О причинах такой ситуации «Судебно-юридическая газета» уже неоднократно писала. Более того, в конце прошлого года была кардинально изменена Концепция построения ЕСИТС — с «облачной» на «гибридную». Предыдущая Концепция 2018 года предусматривала, что распределение дел на судей происходит не в каждом отдельном суде, а в едином дата-центре ГСА. В новой же Концепции, утвержденной ГСА, появляется понятие «гибридная», что, вероятно, несколько меняет суть дела.
Примечательно, что Министерство цифровой трансформации Украины на данный момент не приобщено к созданию ЕСИТС.
«Міністерство цифрової трансформації опрацювало звернення професійного тижневика «Судово-юридична газета» від 30 січня 2020 р. №30-1/2020 щодо Єдиної судово-інформаційної системи та в межах компетенції повідомляє.
Відповідно до Положення про Міністерство цифрової трансформації України, затвердженого Постановою Кабінету Міністрів України від 18 вересня 2019 р. №856, Мінцифри є головним органом у системі центральних органів виконавчої влади, що забезпечує формування та реалізацію державної політики, зокрема, щодо розвитку національних електронних інформаційних ресурсів та інтероперабельності.
Водночас зазначаємо, що Мінцифри не залучалось до створення Єдиної судово-інформаційної системи. Згідно зі статею 126 Конституції України судові органи виконують свою функцію незалежно від законодавчої і виконавчої влади, в установлених Конституцією межах і згідно із законами України. Прокуратура, в свою чергу, здійснює функції встановленні Конституцією України.
Відповідно до статті 15 Закону України «Про судоустрій і статус суддів» у судах функціонує Єдина судова інформаційна (автоматизована) система. Положення про Єдину судову інформаційну (автоматизовану) систему затверджується Вищою радою правосуддя за поданням Державної судової адміністрації України та після консультацій з Радою суддів України.
Пунктом 8 частини першої статті 152 зазначеного закону встановлено, що Державна судова адміністрація України організовує комп’ютеризацію судів для здійснення судочинства, діловодства, інформаційно-нормативного забезпечення судової діяльності та забезпечення функціонування Єдиної судової інформаційної (автоматизованої) системи; забезпечує суди необхідними технічними засобами фіксування судового процесу в межах коштів, передбачених у Державному бюджеті України на фінансування відповідних судів», — сказано в ответе министерства.
Напомним, ранее государственный эксперт по вопросам реализации проектов цифровой трансформации Министерства цифровой трансформации Михаил Корнеев в комментарии нашему корреспонденту отметил следующее: «Под патронатом Министерства цифровой трансформации определенные шаги по созданию ЕСИТС и введению ее в эксплуатацию будут сделаны. На данный момент я, к сожалению, не владею соответствующей информацией относительно времени и сроков. Но я могу предоставить контакты ответственного лица, которое этим занимается. Приказ о создании рабочей группы уже есть».
Отметим, что Высшей совет правосудия проводит обсуждения проблемных вопросов запуска ЕСИТС в закрытом режиме без публичной огласки, в том числе, относительно результатов аудита.
Ранее «Судебно-юридическая газета» разбиралась, для кого и почему Реестр судебных решений может стать платным.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.