Украина держит курс на диджитализацию, внедрение «Государства в смарфтоне», а также принципа «единого окна». Кроме того, в Комиссии по вопросам правовой реформы обсуждается идея внедрения такого «окна» при обращении в суды — чтобы, если дело неподведомственно определенному суду, он сам передавал его по адресу.
Вместе с тем ныне действующий принцип, когда обращения граждан должны автоматически передаваться по назначению, если они адресованы ненадлежащему субъекту — органу власти или должностному лицу, хотят отменить.
Так, в парламенте народные депутаты от фракции «Слуга народа» Виталий Безгин, Галина Третьякова, Вадим Струневич, Олег Арсенюк, Сергей Гривко зарегистрировали законопроект №2480, в случае принятия которого лицо, обратившиеся, по мнению определенного чиновника, «не по адресу», получит свое обращение обратно без ответа.
По словам соавтора законопроекта Виталия Безгина, внедрение таких ограничений необходимо, поскольку «это дает возможность не тратить время на спам не по адресу, которого 95%».
Впрочем, чем конкретно обоснована цифра в 95%, проводилась ли соответствующая аналитика, обсуждались ли методы оптимизации работы с обращениями граждан, в том числе при участии Министерства цифровых технологий, изучались ли мировые практики и практики частных корпораций, неясно.
Как пишут авторы в пояснительной записке, «в большинстве случаев граждане толкуют нормы действующего законодательства в зависимости от своего понимания их содержания, свободного представления и субъективного отношения к ним», поэтому загружают чиновников лишней и ненужной работой.
Так, законопроектом о внесении изменений в Закон Украины «Об обращениях граждан» относительно условий рассмотрения обращений предлагается:
Так, «обращение, оформленное с соблюдением указанных требований, адресованное органам государственной власти и органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, объединениям граждан или должностным лицам, в полномочия которых НЕ входит решение поставленных в обращении вопросов, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями без рассмотрения по существу не позднее чем через десять дней со дня его получения».
Как обычному человеку узнать, относится ли конкретный интересующий его вопрос «к компетенции» или нет? Во-первых, стоит отметить, что полномочия некоторых органов и структур конкретизированы во внутренних нормативных документах, которые не публикуются в базах нормативных актов (к примеру, законодательство Украины не содержит все внутренние нормативные акты министерств). Таким образом, неизвестно, как гражданин может узнать, относится тот или иной вопрос к компетенции органа или чиновника. Это создает удобную почву для массовых отказов в рассмотрении обращений граждан.
Во-вторых, судя по данному законопроекту, решать, «что в компетенции», орган власти будет самостоятельно.
Во многих украинских госорганах действительно до сих пор стоят «ящики», куда граждане должны складывать свои обращения. Очевидно, что принятие такого законопроекта не уменьшает бумажный оборот и не «разгружает» чиновников, а просто позволяет им отправлять отказы на обращения, которые, по их субъективному мнению, не обоснованы или не относятся к их компетенции. При этом им не нужно будет пересылать обращение надлежащему субъекту.
Более того, есть риск, что вследствие принятия такого законопроекта в суды начнут поступать иски от граждан в связи с необоснованными отказами, что вовсе не уменьшит нагрузку на бюджет, ведь юридическим департаментам органов власти придется «отбивать» эти иски в судах за казенный счет.