Кабинет Министров за подписью министра юстиции Дениса Малюськи зарегистрировал в Верховной Раде ряд законопроектов, связанных с запланированным вступлением в силу закона об уголовных проступках (Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» от 22 ноября 2018 №2617-VІІІ).
В частности, предлагается внести изменения в Закон «О Высшем антикоррупционном суде», Закон «О судоустройстве и статусе судей», Переходные положения Бюджетного кодекса и пр.
Так, нормы статей закона о судоустройстве предлагается изложить следующим образом: «Судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения уголовного правонарушения или дисциплинарного проступка»; «Отставка судьи прекращается в случае:... 2) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него за совершение умышленного уголовного правонарушения» и т. д.
В законе о ВАКС предлагается также заменить термины:
«Статья 4. Полномочия Высшего антикоррупционного суда
Как поясняет КМУ, Законом №2617-VІІІ введено понятие «уголовные правонарушения». К ним отнесены все уголовно наказуемые деяния, которые делятся на преступления и уголовные проступки. Таким образом, изменениями в законодательство об уголовной ответственности термин «преступление» заменен термином «уголовные правонарушения» в соответствующих случаях. «Проекты законов подготовлены с целью приведения законодательного акта в соответствие с Законом и обеспечения реализации его положений».
В то же время возникает вопрос, как эти законопроекты соотносятся с решением профильного Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности от 13 ноября о том, чтобы отложить вступление в силу закона об уголовных проступках. Напомним, на заседании Комитета разгорелась достаточно жесткая дискуссия относительно даты, когда же этот закон должен вступить в силу, а также того, кто виноват, что институт проступков нельзя будет запустить, как это было запланировано.
Так, в ходе заседания Комитета заместитель Генерального прокурора Виктор Чумак отметил, что после обсуждения технической возможности начала работы по закону об уголовных проступках было обнаружено следующее: «На данный момент не готово программное обеспечение, которое позволяет корректно работать в этой части Единому реестру досудебных расследований. Чтобы оно начало работать, нужно всем правоохранительным органам видеть структуру органов дознания, количество подразделений и должностных лиц, которые будут работать по уголовным проступкам, их полномочия. На сегодня этой информации нет ни у Национальной полиции, ни у ГБР», — сообщил Виктор Чумак.
«Даже если попытаться сделать это в «турборежиме», мы попадаем в рамки Бюджетного кодекса и не сможем провести тендерные процедуры для обеспечения внедрения программного продукта по ЕРДР. К тому же с 1 января 2020 года начнет работать Офис Генерального прокурора, и только тогда мы начнем формировать тендерные органы», — добавил он.
По слова Виктора Чумака, тендеры нельзя будет начать раньше февраля 2020 года, и, соответственно, работа органов дознания по уголовным проступкам не сможет стартовать ранее 1 июля 2020 года.
Что вкладывается в этот срок? С 1 марта могут объективно начаться тендерные процедуры для соответствующего программного обеспечения, на них дается два месяца. Также необходимо время, чтобы осуществить соответствующие работы и тестирование программного продукта.
В свою очередь, представитель Национальной полиции Украины на заседании Комитета сообщил, что Нацполиция полностью готова и очень ждет внедрения закона об уголовных проступках. Однако необходимо завершить обучение дознателей.
Члены Комитета поинтересовались, почему в ГБР до сих пор не созданы соответствующие подразделения.
Директор Государственного бюро расследований Роман Труба ответил: «На данный момент ГБР не имеет технической возможности внедрить институт уголовных проступков, поскольку должности в ГБР наперед определены законом. То есть мы не можем говорить о внедрении с 1 января и выполнении закона в этой части. Только после внесения изменений в закон о ГБР мы сможем просчитать необходимое время для запуска соответствующих подразделений и изменения штатного расписания. Но я уверяю, что задержки за ГБР не будет».
По его словам, эта ситуация возникла потому, что из законопроекта, которым ранее внесли изменения в работу ГБР, «выпали» соответствующие нормы.
В итоге Комитет поддержал предложение отложить внедрение института уголовных проступков до 1 июля 2020 года — под ответственность Генеральной прокуратуры. За это предложение проголосовал 21 член Комитета.
Таким образом, возникает вопрос о судьбе указанных законопроектов Минюста.