С января 2019 года Европейский суд по правам человека в тестовом режиме использует новую процедуру рассмотрения жалоб: до начала процесса заявителю и государству-ответчику в обязательном порядке будут предлагать заключить мировое соглашение.
Это так называемая бесспорная (или несостязательная) процедура. Суд полагает, что это уменьшит срок рассмотрения дела и позволит получить результат быстрее.
ЕСПЧ также будет использовать сроки для различных стадий рассмотрения жалоб.
В целом новая процедура выглядит следующим образом.
После изучения жалобы (если она не является очевидно неприемлемой) Суд предложит заявителю и правительству в течение 12 недель договориться о мировом соглашении (направит сторонам проект декларации дружественного урегулирования с условиями его возможного достижения).
Предложение о дружественном урегулировании не устанавливает того, что нарушение имело место. Если стороны пришли к соглашению, суд исключит дело из реестра. Исполнение дружественного соглашения будет поднадзорно Комитету министров.
Если договориться не удалось, Суд предлагает государству-ответчику выступить с односторонней декларацией, признав допущенное нарушение и самостоятельно предложив заявителю компенсацию, размер которой ЕСПЧ рекомендует исходя из своей практики.
В случае с Украиной действия государства выглядят следующим образом.
Если обстоятельства дела и предыдущая практика ЕСПЧ дают основания Суду спрогнозировать нарушения положений Конвенции, уполномоченное лицо (уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека) принимает меры для урегулирования спора путем заключения соглашения о дружественном урегулировании спора или направления односторонней декларации и выносит этот вопрос на рассмотрение межведомственной рабочей группы (создается при необходимости мирного урегулирования споров, возглавляется министром юстиции).
Эта рабочая группа принимает решение о целесообразности заключения соглашения о дружественном урегулировании спора, направления в Суд односторонней декларации.
Уполномоченное лицо на основании решения межведомственной рабочей группы подписывает соглашение/декларацию, если сумма по соглашению о дружественном урегулировании спора или односторонней декларации не превышает 5 тыс. евро.
Если сумма возмещения по договору о дружественном урегулировании спора или односторонней декларацией превышает 5 тыс. евро, согласие на подписание соглашения/декларации на утвержденных межведомственной рабочей группой условиях предоставляет Кабинет министров Украины путем издания соответствующего распоряжения.
Подписанное соглашение о дружественном урегулировании спора или односторонняя декларация направляются в ЕСПЧ.
Этот механизм изложен в постановлении КМУ от 14.08.2019 №709.
Таким образом, заявитель получит признание нарушения своего конвенционного права и предложение финансовой и/или иной компенсации. Если заявитель согласится с декларацией, Суд будет считать, что дружественное урегулирование достигнуто, в противном случае он рассмотрит, содержит ли односторонняя декларация достаточно оснований для исключения дела из реестра.
Раскрывать содержание соглашения и предложения сторонним лицам до момента заключения соглашения не допускается.
Если декларацию о дружественном урегулировании примет заявитель, а государство откажется, Суд начинает состязательную стадию процесса. Его срок также составляет 12 недель.
Новая процедура нужна ЕСПЧ, чтобы утвердить принцип субсидиарности, вынудив государства решать проблемы прав человека на национальном уровне.
Преимущества заключения дружественного урегулирования:
Для отдельных категорий жалоб сохранится прежняя процедура. Это касается жалоб, затрагивающих сложные вопросы права, содержащих новеллы. Например, проблемы, которые еще никогда не рассматривали с точки зрения той или иной статьи Европейской конвенции, вопросы, важные с точки зрения общественного мнения, и наиболее важные вопросы, связанные с фундаментальными правами человека.
Ранее уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека рассказал о решениях ЕСПЧ по делам против Украины.