Широко анонсированная новым руководством страны реформа СБУ, еще не начавшись, оказалась под вопросом. Причины, как всегда, все те же — борьба за политическое влияние на спецслужбу и проблемы с финансированием. Насколько реально сейчас провести реформу СБУ, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
О том, что Служба безопасности Украины нуждается в глубоком реформировании, представители команды Владимира Зеленского говорили еще во время предвыборной кампании. Так, весной член команды действующего Президента, а ныне глава СНБО Александр Данилюк заявлял, что СБУ должна быть лишена ряда функций, сосредоточившись на контрразведке и борьбе с терроризмом. Таким образом, подразделения Службы, отвечающие за борьбу с криминалом, коррупцией, а также с преступлениями в сфере экономики, должны были быть ликвидированы. Функции по борьбе с экономическими или финансовыми преступлениями, например, предполагалось сосредоточить в новой Службе финансовых расследований, которая заменит собой и фискальную службу, и «экономические» подразделения других силовых структур.
Кроме того, было анонсирована кадровая чистка СБУ с назначением в нее неких «новых лиц», что поможет преодолеть коррупцию в рядах ведомства.
3 июня назначенный уже В. Зеленским первый заместитель главы СБУ Иван Баканов, пока осуществляющий и функции и. о. главы СБУ, сообщил, что реформа спецслужбы должна проходить с упором на «обучение и мотивацию сотрудников служить украинскому государству, а не частным интересам». «Перезагрузка» кадрового состава СБУ, по словам И. Баканова, получила поддержку В. Зеленского.
Также И. Баканов сообщил о необходимости улучшить материально-техническое обеспечение Службы и повысить уровень заработной платы ее сотрудников. «Люди не должны думать о том, где им взять деньги на хлеб насущный. Они должны иметь с точки зрения материально-технического обеспечения все для того, чтобы работать на государство, а не на какое-то там «крышевание». Поэтому, с одной стороны, мы должны вкладываться в людей, должны поднять статус работы СБУ на новый уровень, люди должны хотеть служить в СБУ, служить Украине, а не частным интересам», — заявил и. о. главы СБУ.
Отдельное внимание, по его словам, будет уделено борьбе с киберпреступлениями.
О несколько иных перспективах и идеях реформирования СБУ 4 июня сообщил заместитель главы Администрации Президента Руслан Рябошапка. Он сообщил журналистам, что функции СБУ должны быть приведены в соответствие с Законом «О национальной безопасности Украины», который вступил в силу в июле 2018 года. Этот закон определил, что к функциям СБУ относятся противодействие разведывательно-подрывной деятельности против Украины, борьба с терроризмом, контрразведывательная защита, кибербезопасность и охрана государственной тайны.
Исходя из этого, Р. Рябошапка отметил, что должен быть принят новый Закон «О Службе безопасности Украины», который должен окончательно лишить СБУ несвойственных ей функций. Также должен быть введен контроль Верховной Рады над деятельностью спецслужбы, то есть спецслужба станет подотчётна в своей деятельности парламенту.
В настоящее время разработка нового закона об СБУ, начатая еще при прошлом Президенте, по словам замглавы АП, активно проводится.
Пока нет нового профильного закона, ликвидация пресловутых «Управления «К» или Управления контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности, отметил Р. Рябошапка, невозможна.
Еще один нюанс, на который обратила внимание команда В. Зеленского, касается публикации электронных деклараций об имуществе и доходах сотрудников СБУ.
Как отметил Руслан Рябошапка, наконец-то должен быть разработан нормативный порядок заполнения, подачи и публикации соответствующих деклараций сотрудниками СБУ. Еще несколько лет назад такой порядок должно было создать и согласовать с СБУ и прочими спецслужбами Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции (НАПК), однако такой документ так и не был создан.
В итоге вплоть до настоящего времени сотрудники СБУ, от председателя Службы до рядовых сотрудников, заполняют свои декларации «по старинке», то есть в бумажном виде, а затем они передаются в профильную структуру Службы. Достоверно неизвестно даже, переводятся ли впоследствии эти декларации в электронный вид, чтобы хранить их в единой базе. Открытая публикация деклараций сотрудниками СБУ в настоящее время является делом добровольным, а не обязательным.
По словам замглавы АП, теперь же предлагается сделать так, чтобы электронные декларации сотрудников СБУ публиковались в реестре НАПК в зависимости от их должностей и выполняемых функций. Например, можно опубликовать декларации руководящего состава СБУ, а вот публикация деклараций сотрудников, участвующих в антитеррористических мероприятиях, может быть признана нецелесообразной.
Что сказали Президент и временный глава СБУ
Если посмотреть первые заявления Владимира Зеленского и Ивана Баканова, касающиеся новых приоритетов в работе СБУ, то пока складывается впечатление, что в работе спецслужбы ничего кардинально не изменится. Например, из слов В. Зеленского и И. Баканова следует, что приоритетными задачами для СБУ в ближайшее время будут борьба с экономическими преступлениями, контрабандой и коррупцией. То есть всем этим как раз и будут заниматься все те же «Управление «К» или Управление защиты экономики, которые вроде бы находятся в шаге от ликвидации.
«Первое наше задание — это преодолеть коррупцию, которую Президент считает основной бедой Украины, поскольку именно она не дает возможности справедливо распределять основные социальные блага, такие как справедливость и безопасность. Больше не будет никаких «крышевателей», никаких «смотрящих» ни за какими бизнесами и теневыми сделками. Задание СБУ — вывести теневой бизнес из тени, потому что именно он является кормовой базой для коррупции», — заявил 3 июня И. Баканов. Интересно, что в этой своей деятельности СБУ намерена опереться на помощь журналистов и общественников, в частности специализирующихся на антикоррупционных расследованиях.
Важный нюанс. Согласно ст. 216 Уголовного процессуального кодекса и прочим документам, СБУ уже сейчас фактически лишена прежних возможностей по борьбе с экономическими преступлениями или коррупцией. Исключение пока составляет борьба с контрабандой, которую СБУ еще может осуществлять (ст. 201, 201-1, 333 УК). Впрочем, эффективность выполнения СБУ подобной функции, как и вообще целесообразность постановки задач по борьбе с контрабандой, давно уже вызывает вопросы. С рядом оговорок СБУ сейчас может расследовать и производства по злоупотреблению или превышению властью.
Тем не менее, в реальности антикоррупционные и экономические подразделения СБУ принимают активное участие в расследовании многих производств, подследственных другим правоохранительным ведомствам, например, задержаниях лиц, подозреваемых в коррупционных правонарушениях. Часто можно видеть картину, когда следствие проводят органы прокуратуры или полиция, а вся оперативная работа возложена на соответствующие подразделения СБУ.
Как и при проведении любой реформы, в случае с реформой СБУ все традиционно упирается в две проблемы — финансирование и кадры.
Не секрет, что почти все хоть сколько-нибудь заметные реформы в Украине традиционно проводятся с помощью международных доноров и партнеров Украины, часто под прямым их кураторством. Крайне сомнительно, что реформа СБУ может вообще состояться без материально-технической и информационной поддержки тех или иных международных институций или государств, которые, как правило, выставляют свои требования к тому, как должна проходить та или иная реформа
Вторая очевидная проблема, с которой придется столкнуться при реформе СБУ, состоит в кадрах. «Скамейка запасных» для заполнения вакансий в ведомстве так же традиционно короткая, как и во многих других государственных структурах.
Выбор тут представляется простым: или существенно повышать уровень материально-технического обеспечения и зарплат для сотрудников, чтобы привлечь в Службу людей «не из системы», или продолжать бесконечно перетасовывать лиц, ранее работавших в СБУ, что имеет свои изъяны. В этом смысле даже проведение конкурсов на те или иные должности, как это происходит в полиции, прокуратуре, НАБУ или судебной системе, не гарантирует наполнение СБУ качественным кадровым персоналом.
Отметим, что пауза с назначением новых руководителей СБУ после увольнения некоторых старых заметно затянулась. Хотя достоверная информация о кадровых назначениях на руководящие посты в СБУ, инициированных командой В. Зеленского, пока отсутствует, имена потенциальных претендентов, всплывшие в СМИ, заставляют насторожиться. Дело в том, что названные кандидаты на должности заместителей главы СБУ никак не относятся к анонсированным «новым лицам».
Например, Виталий Бунечко в 2014–2015 годах был заместителем начальника Управления защиты экономики СБУ, которое сейчас предполагается ликвидировать. Еще один претендент, Олег Козловский с 2015 по 2018 годы был начальником Управления СБУ в Луганской области, а с 2018 работает заместителем главы Национальной полиции — начальником департамента оперативной поддержки. Третий названный претендент, Алексей Петров с 2017 года руководит департаментом контрразведки СБУ.
Какой именно путь В. Зеленский и его команда все-таки изберут для реформирования СБУ и обновления ее кадрового состава, станет понятно уже летом. Однако какой бы путь ни был избран, легким он точно не будет.
Напомним, ранее забрать у СБУ ряд функций, не связанных с контрразведкой или борьбой с терроризмом, призывал глава Консультативной миссии Европейского Союза (EUAM) Кястутис Ланчинскас.