В Украине все чаще звучат «новые-старые» призывы к реформированию налоговой сферы. Старые, потому что они предлагались в течение многих лет представителями как исполнительной, так и законодательной власти, а новые, потому что связаны с инициативами новоизбранного президента.
В частности, победитель президентских выборов Владимир Зеленский устами своего налогового советника Даниила Гетманцева выделил шесть приоритетов в будущей налоговой политике:
Для реализации этих направлений на первом этапе новая власть планирует сконцентрироваться, в первую очередь, на законодательной работе, а именно на следующих законопроектах:
Если говорить простым языком, многочисленные предложения по реформированию налоговой сферы (и не только предложения Зеленского) сводятся в основном к следующему:
Большая часть этих инициатив не являются новшеством и активно обсуждалась администрацией Президента Петра Порошенко, однако все они не были внедрены или были провалены.
Ярким примером является проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налоговой амнистии и налогообложения неподтверждённого дохода), внесенный в парламент 23.05.2016. Он был направлен на налоговую амнистию физических лиц (в том числе самозанятых) по раскрытию информации относительно:
К таким плательщикам не должна была применяться ответственность за уклонение от налогообложения, непредоставление и несвоевременное предоставление налоговой отчетности по доходам, определенным в соответствующей налоговой декларации.
Кроме того, объекты налога на доходы физических лиц предлагалось дополнить неподтвержденными доходами, к которым должна была применяться ставка 30%, если плательщик не предоставит ответ на запрос контролирующего органа по подтверждению доходов, или было получено доказательство предоставления недостоверной информации плательщиком по своим доходам и расходам.
Проект в конце концов отозвали, однако идеи амнистировать капиталы продолжали витать в воздухе в последующие годы.
Налоговая амнистия — это предоставление налогоплательщикам права уплатить налоги, по которым истекли установленные законодательством сроки платежей, без штрафных санкций или иных форм наказания. Просрочки по таким платежам могут быть связаны с разными факторами, вызванными несовершенством налоговой системы.
Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства и желании остановить «бегство капитала» из страны, начать его возвращение на родину.
Проводится амнистия одномоментно, когда государство предоставляет право легализовать доходы единоразово и за определённый промежуток времени. Ведет она обычно к легализации собственности, за которую уплачен налог, и отказу государства от правового преследования нарушителей.
Несмотря на желание украинских властей провести амнистию капиталов, все попытки внедрить ее ничем не заканчивались. Связано это было как с внешними, так и внутренними факторами. Такими, в частности, как:
Украина постепенно присоединяется к международной системе обмена финансовой информацией. Планируется, что к 2025 году подавляющее количество стран в полной мере примут правила тотальной налоговой прозрачности BEPS, CRS и MLI. Вся финансовая информация о человеке будет доступна, начиная от данных налоговой декларации, любых полученных доходах в любой стране мира как физического лица или как бенефициарного владельца бизнеса и произведенных расходах. При этом учитываются такие факторы: налоговая резидентность человека, центр его экономических интересов, корреляция налоговых ставок по всей цепочке его бизнесов, и заканчивая им как физлицом.
При этом Украина лишь частично приняла правила относительно КИК (контролируемые иностранные компании), CRS и MLI. Замедление процессов лежит на совести украинского парламента, который раз за разом проваливает принятие законопроектов, необходимых для интеграции Украины в международное сообщество.
В то же время, подписав меморандум с Международным валютным Фондом об экономической и финансовой политике на 2018–2020 годы, Украина приняла на себя обязательства воздерживаться от проведения налоговых амнистий, введения новых льгот и привилегий, уменьшения или изменения налога на прибыль предприятий, в том числе способом его замены на другие налоги. На этом фоне весьма идеи налоговой амнистии и введения налога на выведенный капитал выглядят сомнительными.
Налоговый кодекс не содержит упоминаний о каких-либо амнистиях и порядке их проведения. Аналогичная ситуация сложилась с уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях. Соответственно, отсутствуют какие-либо гарантии освобождения от дальнейшего преследования, уголовного или финансового. Тем более, в условиях незавершенной судебной реформы.
Как пояснил Д. Гетманцев, в предлагаемом командой Зеленского законопроекте указано, что на доходы, полученные преступным путем, амнистия распространяться не будет. «Если некий условный коррупционер воспользуется амнистией, а потом будет доказано, что он является преступником, деньги будут конфискованы. По уголовному кодексу», — сказал он. Так что даже амнистия с официальной уплатой 5% еще не является гарантией, что государство оставит декларанта в покое.
Во-первых, под удар может попасть и добросовестный налогоплательщик. Такие налогоплательщики абсолютно справедливо чувствуют себя обманутыми в случае, если уклонистам предоставляется скидка от того объема налогов, которые они должны были заплатить. Это свидетельствует об очевидных выгодах уклонения от налогообложения и существенно понижает noncompliance налогоплательщиков.
Во-вторых, борьба с коррупцией не принесла сколь-нибудь значительного успеха, а именно коррупция является причиной оттока капиталов. В странах с высоким уровнем коррупции налоговая амнистия не работает. Выгода уклонения от уплаты налогов выше, чем раскрытия информации налоговым органам. К тому же, следует напомнить, что заявления об амнистии капиталов звучат на фоне отмены ответственности за незаконное обогащение.
В-третьих, непрозрачность распределения государственных средств дает налогоплательщику моральное право обманывать государство в ответ на обман государством налогоплательщика.
В-четвертых, нет гарантий, что через несколько месяцев или лет после амнистии кому-нибудь не придет в голову утвердить кардинально противоположные решения.
Мы уже неоднократно писали о проверках Гоструда, о том, как защитить бизнес от силовиков, как следователи приходят на проверки в обход требований закона.
Управляющий партнер Аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» Елена Макеева констатирует: «Налоговые проверки субъектов хозяйствования проходят настолько необъективно, что даже четкое соблюдение налогового законодательства часто трактуется налоговыми инспекторами как «несоблюдение». Поэтому каждый бизнесмен знает: любая проверка заканчивается доначислением налогов и сборов, штрафов и пени».
Совершенно невозможно предсказать ни действия НБУ, ни то, какой банк может быть выведен с рынка в любой момент. Размещение денег на банковских счетах само по себе уже является рисковой операцией.
В Украине, в принципе, есть проблемы с системой защиты титулов собственности на базовые активы (земля, недвижимость, корпоративные права), но рейдерство пока еще не удалось победить.
Быстрому их внедрению препятствуют, прежде всего, объективные процессы, такие как:
Из сказанного видно, что внедрение грандиозных планов займет не один год и будет подвергаться основательной корректировке.
Она исчисляется не только затратами налоговиков на обработку налоговых деклараций. Ее применение уменьшает поступления в государственный бюджет после ее окончания, в том числе за счет отмены тех штрафных санкций, недоимок и долгов, которые были доначислены налогоплательщику в ходе стандартных налоговых процедур и потом отменены (уменьшены).
Возврат средств из-за рубежа, легализация сбережений граждан, фискальная выгода и увеличение налогооблагаемой базы будущих периодов в определенных моделях амнистий могут просто не совмещаться. По словам специалиста отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергея Фурсы, «налоговая амнистия может делаться, но не сразу, а как завершающий этап налоговой реформы. В данный момент это несвоевременное и опасное решение. Так же, как и налог на выведенный капитал, который грозит увеличить дефицит бюджета на 50–80 млрд грн».
Из проведения налоговой амнистии логично вытекает последующее всеобщее декларирование доходов населения. Что, собственно, и предлагает команда Зеленского.
Д. Гетманцев предложил ввести всеобщее декларирование для граждан, которые получают доходы не от государства. По его мнению, это изменит отношения между государством и гражданином, потому что каждый будет знать, сколько налогов он платит. По его замыслу, декларирование должно происходить в электронной форме.
По большому счету, это настрой на выполнение конституционной нормы (ст. 67 Конституции Украины), которая обязывает всех подавать ежегодные декларации, но государство пока не смогло обеспечить выполнение этой обязанности.
В западных странах всеобщее декларирование очень широко распространено. Например, в США налоговые декларации подают работающие граждане страны, владельцы рабочих виз, а также лица, которые получают нетрудовые доходы (алименты, дивиденды, ренту, авторские отчисления). Налоговиков США интересует, прежде всего, откуда плательщик берет средства и платит ли он налоги, а не количество и стоимость его имущества. Американцы заполняют декларации самостоятельно либо с помощью специалистов. Она подается в электронном формате. Для удобства существуют специализированные программы.
В Германии также введено декларирование для граждан. От этой процедуры освобождены люди, заработок которых не превышает прожиточный минимум (9 тыс. евро). Граждане заполняют декларации самостоятельно на специальном сайте. В Швеции и Финляндии налоговые органы отправляют уже заполненные декларации налогоплательщикам. Гражданин обязан подтвердить указанные там данные или внести исправленные сведения о доходах и имуществе.
В Украине введение всеобщего декларирования требует создания соответствующей инфраструктуры и решения ряда проблем, для чего следует:
Важно также обеспечить кибербезопасность подобных сервисов и обычную их работоспособность, поскольку, как известно, программное обеспечение государственных органов иногда работает с перебоями.
В мировой практике были разные примеры налоговых компромиссов, которые касались доходов физлиц или возвращения капиталов из «гаваней», с самыми разными процентными ставками, однако считается, что часто финансовые ожидания от этих мероприятий не оправдывались. Закончились провалом экономические амнистии:
В Италии такие амнистии стали обычным делом. Их объявляют одну за другой, но пользы от этого бюджет не имеет.
Германия не смогла вернуть осевшую в офшорах прибыль. Согласно условиям амнистии налоговых «грехов», деньги, выведенные за границу, можно было, не опасаясь преследований, вернуть в ФРГ при условии, что они будут инвестированы в экономику Восточной Германии. Такая амнистия действовала с начала 2004 года и освобождала от штрафных санкций налог на незадекларированную прибыль, полученную в период между 31 декабря 1992 и 1 января 2003 года. До конца 2004 года к легализированной прибыли применялся налог по ставке 25%, а в период с 1 января по 31 марта 2005 года — 35% при действующей ставке 48%. Бюджет в результате акции пополнился на 1,244 млрд евро вместо запланированных 5 млрд.
Тогда обещанным правительством освобождением от ответственности за сокрытие налогов воспользовались, прежде всего, жители старых земель. Так, за счет допоступлений доходы Гамбурга в марте возросли на 2,4 млн евро. Дополнительные финансовые вливания в бюджет Киля (Шлезвиг-Гольштейн) составили 7,6 млн. евро. А жители бывшей ГДР вообще не поверили правительству: если в западной земле Гессен в первом квартале было собрано 39,2 млн евро, то минфину восточной Саксонии-Анхальт удалось вернуть в бюджет всего 96 тыс. евро.
Бельгийское правительство позволило гражданам страны в течение 2004 года репатриировать из-за границы средства, предварительно заплатив с них небольшой налог. Однако вместо ожидаемых 850 млн евро в бюджет Бельгии поступило лишь 300 млн.
В 2005 году ничего не получилось и в Грузии: разовая ставка составляла 1%, но государство собрало всего $35 тыс. Подать нулевые декларации согласились 8 человек.
Суть объявленной налоговой амнистии 2012 года в Испании заключалась в том, что гражданам было предложено легализовать все свои доходы и недвижимость, которые не были указаны в налоговых декларациях. Плательщикам дали возможность легализировать капиталы, заплатив государству штраф в размере 10% суммы незадекларированных средств или имущества. Незадекларированные доходы от инвестиций за рубежом можно было легализовать, заплатив 8% их объема. Однако вместо ожидавшихся 2,5 млрд евро амнистия принесла только 50,4 млн, что соответствует 2% от предполагаемых поступлений.
Социалистическая партия Испании посчитала такую амнистию незаконной и обратилась в Конституционный суд. Социалисты были уверены, что правительство таким образом потворствует мошенникам. Однако суд признал решение об амнистии законным.
С 17 января 2015 в Украине также была введена налоговая амнистия для бизнеса в форме налогового компромисса по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость. Налоговый компромисс предполагал, что государство прощает предпринимателям ранее недоплаченные налоги за периоды до 1 апреля 2014 года за плату в сумме 5% объемов заниженных налоговых обязательств, тогда как остальные 95% считались погашенными. По данным Государственной фискальной службы Украины, ровно через месяц после вступления в силу закона о налоговом компромиссе заявления в органы ГФС подали 614 предприятий. Они увеличили налоговые обязательства на 2,87 млрд грн, с которых оплате в бюджет подлежало 143,4 млн. Налоговый компромисс был интересен в основном крупному бизнесу. Большинству украинцев просто нечего было показывать в своих декларациях. В целом налоговая амнистия в 2015 году закончилась полным провалом.
Правительство Ирландии в 1988 году ожидало, что сможет в результате амнистии капитала собрать неуплаченных налогов на сумму 50 млн долл. В итоге удалось собрать около 750 млн. Одновременно с проведением амнистии была ужесточена система сбора налогов, а штрафы за неуплату налогов были повышены.
Индийская налоговая амнистия 1997 г. считается удачной. В ней приняли участие 466 тыс. налогоплательщиков. Сумма легализованных доходов составила 8,2 млрд.
Примером удачного механизма легализации также считается Турция, где было проведено пять успешных амнистий. Впервые процесс легализации был запущен в 1998 году, что и стало периодом начала новой экономической эры. Результатом действий со стороны правительства стало 20 млрд долл. на счетах банков.
В 2002 году правительство Италии пообещало не интересоваться происхождением денег и потребовало заплатить всего 2,5% от возвращенных сумм. При таких условиях в Италию вернулось около 30 млрд евро.
Власти отдельных штатов США периодически практикуют проведение налоговых амнистий, которые подаются как последний шанс для нерадивых налогоплательщиков рассчитаться с бюджетом. В штате Колорадо в конце 1980-х амнистия сопровождалась широкой рекламной кампанией под общим лозунгом «Потом не говорите, что мы вас не предупреждали». В 2004 году налоговые органы США объявили амнистию для всех, кто до 15 апреля 2004 года добровольно сообщит о своих незаконных капиталах. Те же, кто будет разоблачен позже этого срока, должны будут не только выплатить все причитающиеся налоги, накопившиеся на них проценты и пени, но и иметь дело с уголовным судом. Для участия в данной программе налогоплательщики должны раскрыть информацию о тех, кто содействовал их участию в офшорной финансовой схеме или подстрекал к этому.