Ассоциация частных исполнителей Украины и Национальная палата судебных приставов Франции подписали меморандум о сотрудничестве. Это уже второй документ подобного рода. В прошлом году украинские частные исполнители договорились сотрудничать с судебными приставами Литовской республики.
Опыт Франции, по словам главного национального эксперта проекта ЕС «Право-Justice» Ирины Жаронкиной, будет интересен украинским коллегам по тем причинам, что институт исполнения судебных решений там начали внедрять еще со времен Наполеона. В Европе представители этой профессии называются, правда, не судебными исполнителями, а судебными приставами, но суть от этого не меняется.
Отличия состоят, прежде всего, в механизмах взыскания долгов, методиках обучения при доступе к профессии, обширном опыте решения долговых споров до судебных разбирательств, а самое главное — в более высокой свободе, но и ответственности за престиж профессии, которые возложены на Национальную палату судебных приставов Франции как полностью саморегулируемую организацию.
Во Франции сегодня насчитывается около 3,5 тысяч частных судебных приставов, и только около 300 государственных, которые, однако, работают исключительно с долгами государственных органов. Таким образом, отмечают в проекте «Право-Justice», который уже несколько лет «опекает» развитие новых юридических специальностей в Украине, судебные приставы Франции являются наиболее полноправной и востребованной профессией у себя в стране. Многое во французской модели, несомненно, станет полезным для развития профессии частного исполнителя в Украине.
Французы, прежде всего, хотят поделиться своими достижениями в двух сферах — в медиации и организации дистанционного обучения для представителей и кандидатов в профессию.
Относительно медиации, то, как считает вице-президент Национальной палаты судебных приставов Франции Патрик Сафар, его стране удается шагать в ногу со временем и накопить уникальный опыт внесудебного взыскания долгов.
Судебный пристав во Франции вначале все свои усилия направляет на то, чтобы найти компромиссное решение по долговому спору между кредитором и должником. И только если решение не найдено, он переходит к составлению исполнительного листа и взысканию средств с применением всех существующих технических возможностей.
Еще один «конек» французского опыта — активное применение в условиях стремительного развития цифровых технологий такого вида обучения и повышения квалификации представителей профессии, как онлайн-курсы. «Следует понимать, что и затраты на дистанционное обучение будут значительно ниже, ведь экономятся средства на аренду залов, содержание преподавателей и т.д.», — обращает внимание французский эксперт.
Теперь Ассоциация частных исполнителей Украины и Национальная палата судебных приставов Франции будут составлять план действий и договариваться, в каком виде будет проходить обмен опытом. Предварительно известно, что французская сторона готова как принимать украинские делегации, так и направлять своих экспертов для консультаций и обученийя в нашу страну.
Как сообщили в Ассоциации частных исполнителей Украины, их представителей уже свозили с ознакомительной целью во Францию. По словам заместителя председателя Совета частных исполнителей Украины Александра Сивокозова, у французских судебных приставов действительно есть многое, чему можно поучиться. Кроме озвученных направлений, украинцев, в частности, заинтересовала идея страхового фонда представителей профессионального сообщества.
«Официально он называется не страховым, а резервным фондом и составляет внушительную сумму — около 30 миллионов евро. Учитывая, что Палата судебных приставов полностью регулирует профессию, данный страховой фонд создается на тот случай, если придется финансово отвечать за неправомерные решения своих членов. Таким образом решается вопрос доверия к профессии. Примечательно, что пока ни единого подобного случая у них не произошло», — отмечает участник украинской делегации.
Данная идея заинтересовала украинцев еще и потому, что, по их словам, отечественная модель страхования гражданско-правовой ответственности практически не работает. Более того, действующее законодательство запрещает профессиональным ассоциациям как неприбыльным организациям создавать какие-либо фонды. «Изменить положение может только принятие законопроекта о саморегулируемых организациях. Профессиональные организации уже будут обязаны иметь подобные фонды для страхования рисков», — объясняет Александр Сивокозов.
А вот в отношении медиации пока звучит скепсис. Неразвитость законодательной базы по этому вопросу никоим образом не способствует возникновению у должника желания идти на внесудебное урегулирование спора, если он может просто не выполнить судебное решение. Вот если неизбежность возврата долгов станет реальностью, тогда идея медиации станет более востребованной, считают частные исполнители в Украине.
Хоть наши системы выполнения судебных решений еще отличаются, Франция, несомненно, является ориентиром для Украины, уверена замминистра юстиции по вопросам исполнительной службы. «У Франции это практически приватизированная профессия, у нас еще остается смешанная система исполнения судебных решений. Но нам их опыт интересен не системой, а функционалом французских исполнителей, их компетенциями, полномочиями и качеством работы», — утверждает она.
Реформа исполнительной службы, по словам замминистра, является приоритетной для государства. Однако после первоначального морального подъема в связи с появлением института частных исполнителей произошел определенный спад, и теперь министерство настроено опять активно поддерживать развитие новой профессии, в т.ч. путем изучения и применения передовой европейской практики.
Главные проблемы в развитии института частных исполнителей в министерстве давно известны. Во-первых, продолжают существовать ряд факторов, которые объективно не дают частным исполнителям возможности эффективно выполнять судебные решения. Это всевозможные моратории, законодательные и судебные запреты производить исполнительные действия. Во-вторых, профессия до сих пор остается малочисленной — не достигнуто даже первоначально определенное количество в 800 человек.
Впрочем, замминистра подчеркивает, что заданием Минюста является не упрощение допуска в профессию, а поднятие ее привлекательности. «Сегодня у юристов есть определенное разочарование в данной профессии. Некоторые вообще думают, что новый парламент ликвидирует этот институт, потому что многие политики не заинтересованы, чтобы судебные решения исполнялись. Таким образом, сегодня сложно утверждать, что реформа эффективна, но она идет», — отмечает замминистра.
Выход она видит в дальнейшем неустанном развитии профессии частного исполнителя — она должна пройти нормальный эволюционный процесс своего становления.
Определенные изменения происходят и в самом министерстве. В частности, в рамках Минюста создан директорат правовой политики в сфере судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов. Основной идеей его создания, рассказала представитель госрегулятора, является генерирование концепции изменений в профильный закон или подзаконные акты, которые регулируют сегодня сферу принудительного исполнения судебных решений. Работники директората активно мониторят практику применения законодательства, устанавливают тесные партнерские отношения с представителями профессии, а также с адвокатами и судьями, чтобы собрать как можно больше информации. После этого она анализируется и нарабатываются определенные предложения по изменению существующего положения.
«Уже практически разработан комплексный законопроект о внесении изменений в законодательство по исполнительному производству, а также в отдельные нормы процессуальных кодексов. Надеюсь, после выборных трансформаций он все-таки дойдет до Верховной Рады», — подытожила замминистра юстиции.