Как известно, судам для полноценной работы нужен не просто «стол, стул и печатная машинка», но и современное оборудование. И так вышло, что вопрос качества обеспечения таким оборудованием имеет непосредственное влияние на права каждого, кто обратится в суд.
Не так давно Фемиду потряс скандал со срывом обязательной видеофиксации в уголовных процессах, а 27 февраля оказалось, что и обещанный на 1 марта запуск Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы также придется отложить.
В чем причина такой череды событий и виноваты ли суды, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Ключевым этапом судебной реформы является внедрение электронного суда, который должен упростить большинство процессов, минимизировать риски вмешательства и злоупотреблений. Для этого с 1 марта 2019 года во всех судах Украины должна была полноценно заработать Единая судебная информационно-телекоммуникационная система (ЕСИТС). Это означало, что с судом не только можно будет обмениваться процессуальными документами в электронном виде (через интернет подавать иски, ходатайства, видеть свое дело от «а до я» в электронном кабинете), но и что распределение дел, управление финансово-хозяйственными процессами, Единый реестр судебных решений, Единый контакт-центр судебной власти и т. д. заработают в новом формате.
Данная система должна устранить в том числе и извечную проблему волокиты с рассмотрением дел, поскольку большинство процессов автоматизируется. Это прямо предусмотрено изменениями в процессуальных кодексах, которые вступили в силу еще 15 декабря 2017 года.
При этом, согласно закону, за организационное и финансовое обеспечение деятельности отвечают не сами суды, а особый орган — Государственная судебная администрация (ГСА). Она же является организатором тендерных закупок необходимого оборудования, программного обеспечения и так далее. В том числе ГСА разрабатывает и утверждает соответствующие приказы и положения. У ГСА имеются и свои территориальные управления в каждом регионе. По закону, именно ГСА несет ответственность за создание и надлежащую подготовку функционирования ЕСИТС. Персональную ответственность за работу ГСА, как известно, несет ее глава.
Как сказано в законе, ЕСИТС начинает действовать через 90 дней со дня опубликования соответствующего объявления. Объявление о запуске ЕСИТС появилось 1 декабря 2018 года в газете «Голос Украины».
Вместе с тем ранее, в ноябре 2018 года, Рада судей обратила внимание Судебной администрации на наличие ряда организационных, материально-технических, кадровых и нормативных проблем, требующих немедленного решения, поскольку это является обязательным условием для внедрения ЕСИТС. Этот вопрос поднимался и на съезде судей в декабре прошлого года при участии руководства ГСА.
Особо подчеркивалась для ГСА необходимость скорейшего предоставления Раде судей Украины для анализа проекта Положения о Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе.
При этом, по данным издания, официально ни Высший совет правосудия, ни Рада судей не получали от ГСА проекта Положения. Им была направлена в электронном виде рабочая версия документа, и то лишь 5 февраля 2019 года.
В итоге, в конце февраля и Рада судей Украины, и Высший совет правосудия, самостоятельно проанализировав готовность к запуску новой системы, обнаружили, что техническое оснащение судов не позволяет полноценно начать работу с ЕСИТС.
«На данный момент не завершено обеспечение рабочих мест судей в залах судебных заседаний персональными компьютерами или ноутбуками/планшетами, а также средствами полного фиксирования судебного процесса. Не проведено обучение судей работе в подсистеме «Электронный суд» ЕСИТС. Остался нерешенным вопрос относительно обеспечения судов дополнительными сотрудниками аппарата, к функциональным обязанностям которых было бы отнесено техническое наполнение баз данных ЕСИТС и так далее», — отмечается в консультативном выводе Рады судей.
К примеру, необеспеченность компьютерами залов судебных заседаний — 1600 (в местных общих судах компьютерами не обеспечены около 1000 залов судебных заседаний).
Почему же тогда ГСА, зная о требованиях процессуальных кодексов и опубликовав три месяца назад объявление о запуске ЕСИТС, не обеспечила суды необходимой технической базой?
«Судебно-юридическая газета» в течение последних недель перед ожидаемым запуском ЕСИТС провела собственный опрос судов об их технической готовности к запуску новой системы. Многие суды отметили, что они не обеспечены соответствующим оборудованием.
Известен и не так давно прогремевший скандал с отсутствием необходимого оборудования для обязательной видеофиксации уголовных процессов.
Так, несмотря на то, что звуко- и видеофиксация судебных заседаний по уголовным производствам и при рассмотрении ходатайств следственными судьями была предусмотрена еще законом, принятым в 2017 году, а изменения вступили в силу в 2019 году, большинство судов в Украине не были обеспечены ни техникой, ни программным и техническим оборудованием. Вместе с тем, по информации замглавы ГСА, необходимые средства были выделены под запросы судов.
Эта информация вызывает логичный вопрос: почему же суды, территориальные управления либо сама ГСА не закупили такое оборудование в установленные законом сроки?
Еще один нюанс. Как указано в Концепции построения ЕСИТС, которую ГСА утвердила своим приказом еще в апреле прошлого года, для ЕСИТС должно быть построено минимум два дата-центра.
Судя по «Прозорро», ГСА закупила серверное и сетевое оборудование для основного дата-центра. Летом 2018 года этот тендер выиграло ООО «Компания «Кит» (стоимость закупки составила 58,3 млн гривен).
Однако, по сути, технические требования этой закупки разрабатывали крайне некачественно, и чем руководствовались их авторы, доподлинно не известно. Например, в технических требованиях не были учтены потребности дискового пространства для централизованного хранения аудио- и видеозаписей судебных заседаний. Кроме того, закупаемое оборудование не включало модулей, позволяющих ему взаимодействовать с уже имеющимися в ГСА системами хранения данных. Как видно из «Прозорро», эти модули ГСА была вынуждена закупать дополнительно. Но зато почему-то были закуплены недешевые лицензии на программное обеспечение, которое не используется в ЕСИТС.
Как уже было сказано, дата-центров ЕСИТС, согласно Концепции, должно быть минимум два. Причем, согласно той же Концепции, и основной, и резервный дата-центры должны были создать еще в прошлом году. Без второго, резервного дата-центра, нормальное функционирование ЕСИТС невозможно, так как при его отсутствии все данные хранятся в одном месте, и в случае кибератаки либо сбоя централизовано хранящиеся электронные судебные дела могут быть безвозвратно потеряны, что может привести к полной остановке всей судебной системы.
Об этом в ГСА прекрасно знали. Но по каким-то причинам, закупив бокс для резервного дата-центра на сумму более 37 миллионов гривен у ООО «Айти-солюшнс», не провели закупку серверного и сетевого оборудования, а также систем хранения данных для резервного дата-центра.
То есть на дату начала работы ЕСИТС ГСА имела дорогостоящий резервный бокс вместо резервного дата-центра. Фактически ГСА нарушила свою же Концепцию и в случае запуска ЕСИТС допустила бы беспрецедентные риски, которые могли бы очень печально закончиться для всей судебной системы.
Как указано в Концепции, для создания ЕСИТС используется единая база данных. Как видно из «Прозорро», ГСА решила использовать системы управления базами данных промышленного уровня от мирового производителя “Oracle”.
Однако тендерную процедуру ГСА так и не провела. Оба участника, ООО «Центр системной интеграции» и ООО «Интрасистемс», были дисквалифицированы. В частности, одна из компаний так и не смогла подтвердить факт выполнения не менее двух договоров (поставка программного обеспечения систем управления базами данных с поддержкой не менее одного года) в течение последних трех лет, а другая не предоставила в надлежащей форме гарантии о соблюдении участником в своей деятельности норм действующего законодательства Украины.
Таким образом, 16.11.2018 тендерный комитет ГСА принял решение об отмене закупки программного обеспечения систем управления базами данных. Повторная процедура была заявлена лишь 22 декабря 2018 года, и на дату запуска ЕСИТС эта закупка, согласно данным «Прозорро», не закончена и находится на этапе преквалификации участников.
И тут возникает резонный вопрос. Планировала ли ГСА, когда публиковала объявление о начале функционирования ЕСИТС, закончить этот тендер до 1 марта либо допускала использование в ЕСИТС контрафактного программного обеспечения без сервисной поддержки?
Помимо «не совсем удачных» тендеров, на ситуацию повлияли и проволочки с согласованием ГСА необходимых документов.
Согласно все той же Концепции одним из ключевых элементов ЕСИТС является Единая подсистема управления финансово-хозяйственными процессами. Ее модуль «Управление персоналом, финансовым и бухгалтерским учетом» отвечает за наполнение системы данными о судах, судьях и работниках аппарата суда и прочей ключевой для ЕСИТС информацией. Она используется во многих других процессах, например, для определения специализации судей, определения уровня полномочий пользователя при работе с ЕСИТС, формирования досье судьи и так далее. Также она необходима для предотвращения вмешательства в систему распределения дел.
«Сейчас автоматизированное распределение во всех судах осуществляется локально, на локальных базах данных, во многих случаях вызывало нарекания, жалобы на вмешательство в эту систему. Логика централизованного автоматизированного распределения предполагает, что это будет программное обеспечение, которое будет находиться в дата-центре, и суды будут по каналам связи соединяться с соответствующим модулем и осуществлять автораспределение дел.
В старой версии автораспределения было предусмотрено отдельное внесение данных по табелям учета рабочего времени в суде. Сейчас предполагается, что эти данные дополнительно вносить не нужно — они будут автоматически использоваться из подсистемы бухгалтерского учета и кадров. То есть в одном месте будут заполняться один раз все данные», — отмечал еще летом в интервью «Судебно-юридической газете» замглавы ГСА Сергей Чорнуцкий.
Проще говоря, эта информация необходима, в том числе, для объективного распределения дел между судьями.
Что же сделала ГСА для внедрения этой ключевой подсистемы? По состоянию на 28 февраля внедрение системы в судах не началось, по крайней мере, нам не удалось даже найти подписанный приказ ГСА, которым предусмотрено внедрение вышеуказанного модуля в судах.
Еще один момент касается закупок компьютеров для залов судебных заседаний (для работы с электронными судебными делами в заседаниях) и сканеров для канцелярий. Известно, что одним из наиболее непростых для судов вопросов является необходимость сканирования дел. Бумажные дела необходимо перевести в электронный вид, чтобы каждый участник производства мог ознакомиться с материалами дела через электронный кабинет. Это вызвало очередную массу нареканий от судов, ведь там попросту нет достаточного количества сканеров и рук для такой работы.
Процедура массовой закупки оборудования была начата по приказу ГСА от 14 ноября 2018 года и, как видно из заявлений Рады судей, в прошлом году закончена не была.
Тогда логично было бы предположить, что все недостающее оборудование будет закуплено в первые два месяца этого года. И вот тут наша логика была бы ошибочной, так как для проведения закупок ГСА одного приказа и денег мало, нужно еще иметь согласованные с Государственным агентством по вопросам электронного управления проекты типовых договоров (на закупку ПО, услуг по информатизации, компьютеров и пр.). Такая процедура согласования типовых договоров проводится ежегодно. Знает ли об этом ГСА? Безусловно, знает. Сделано ли это на дату запуска ЕСИТС? Угадайте с первого раза.
Согласно все той же Концепции, для нужд ЕСИТС создаются резервированные каналы связи. И это логично, так как при использовании облачных технологий, обрыв связи во время судебного процесса приведет к его полной остановке.
Все мы пользуемся Гуглом, Фейсбуком и другими облачными системами и знаем, к чему приводит отсутствие связи с сервером. В прошлом году, согласно договору, ПАО «Укртелеком» обеспечило все суды основными и резервными высокоскоростными каналами передачи данных, которые суды не могут использовать полноценно — ГСА их не обеспечила сетевыми маршрутизаторами.
Остается и другой аспект: будет ли защищена информация, включаемая в ЕСИТС. Легитимный способ защиты — построение комплексной системы защиты информации (КСЗИ). Необходимость ее построения определяется законодательством Украины. Построение КСЗИ является отдельной услугой, и задача это трудоемкая и затратная по времени. Отметим, что состоит такая услуга из нескольких этапов: формирование общих требований к КСЗИ в автоматизированной системе; разработка модели угроз; разработка техзадания на создание КСЗИ; согласование технического задания с администрацией Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины (Госспецсвязи); разработка технорабочего проекта на создание КСЗИ; предварительные испытания КСЗИ; организация госэкспертизы КСЗИ и получение аттестата соответствия; сопровождение КСЗИ и т. д.
Согласно полученной информации, ГСА согласовала с Госспецсвязью Техническое задание на создание КСЗИ на ЕСИТС. Это задание, так же как и Концепция, предусматривает функционирование как минимум двух дата-центров — основного и резервного.
Чтобы провести экспертизу, необходимо предоставить эксперту соответствующую декларацию и все компоненты информационно-телекоммуникационной системы, в т.ч. оборудование и программное обеспечение. Но, учитывая вышеупомянутое отсутствие серверного, сетевого оборудования и ПО управления базами данных, провести такую экспертизу на данный момент невозможно.
Недавно состоялся конкурс на место главы Государственной судебной администрации и на место его заместителя по финансам (он же — глава Тендерного комитета ГСА). Конкурс был объявлен практически за месяц до запуска ЕСИТС, и при этом текущее руководство ГСА участия в конкурсе не принимало. Могло ли так оказаться, что месяц назад описанные проблемы запуска ЕСИТС не были известны Высшему совету правосудия? И отсюда вытекает другой закономерный вопрос: не связаны ли между собой неудовлетворительные результаты работы ГСА по подготовке судов к запуску ЕСИТС, объявление конкурса и откладывание запуска ЕСИТС на неопределенный срок?
После срыва запуска ЕСИТС многое зависит от того, насколько качественно сработает новое руководство Судебной администрации, а также появится ли понимание важности задачи на местах — в территориальных управлениях ГСА. Ведь от этого сейчас напрямую зависит выполнение очередного этапа судебной реформы и доступ граждан к правосудию.