Экспертная дискуссия: «Кто, если не ФЛП» прошла в украинском кризисном медиа-центре.
Поводом для дискуссии послужил проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников и противодействия применению незадекларированного труда», который Минсоцполитики разместил на своем сайте и направил на согласование органам государственной власти.
Целью законопроекта являются выявление трудовых отношений, оформленных с нарушением закона; определение на законодательном уровне понятия трудовых отношений и установление принципа презумпции их наличия; изменение подхода к штрафным санкциям за использование наемного труда без заключения трудового договора; унификация понятийного аппарата Кодекса законов о труде Украины.
Минсоцполитики настаивает на том, что проект направлен на защиту прав работников и снижение теневой занятости. Но с этим согласны не все.
Публикация законопроекта вызвала резонанс в обществе с учетом массовых проверок, которые провела Гоструда в течение последних нескольких месяцев. Правительство уже дистанцировалось от данного проекта. Премьер-министр Украины заверил, что правительство никаких решений по законопроекту не принимало, парламент — тем более.
В ходе дискуссии эксперты высказали сомнения в целесообразности этого проекта. Ключевые возражения сводились к тому, что законопроект усиливает коррупционные риски, приведет к необоснованным проверкам и выжиманию денег из бизнеса. Пострадать могут те, кто оказывает услуги бизнесу.
Народный депутат Оксана Продан высказала сомнение в том, такой законопроект будет поддержан парламентом, поскольку он содержит нонсенсы с точки зрения любой логики. Например, в части определения владельца бизнеса ответственным за нарушение трудового законодательства: в ООО собственник не может быть ответственным. Или в части правопреемства, когда работника делают обременительным условием для имущества. Ссылки на рекомендации Международной организации труда являются избирательными, поскольку МОТ рекомендует, но ни в коем случае не обязывает.
Председатель правления Центра общественной экспертизы Любомир Черный сообщил, что основная причина того, что с работниками работают как с ФОПами — штрафы и усиление давления государства. Бизнес решил защищаться таким способом, который разрешен законом.
Заместитель директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский считает, что для проекта необходим расчет конкретного сценария развития событий. Непонятно, сколько предпринимателей, которые могут попасть под действие этого закона. Предприниматели будут бояться инспекторов, поскольку непонятны вопросы их дискреции. Кроме того, неравные правила игры приведут к злоупотреблениям и коррупции.
Главный эксперт группы Налоговой и бюджетной реформы Реанимационного пакета реформ Владимир Дубровский считает, что государству не надо специально защищать трудовые права, поскольку существует конкуренция на рынке труда. Лучшая защита работников — это защита предпринимателей. Надо снижать нагрузку на фонд заработной платы. Цель этого законопроекта неверно сформулирована. Министерство социальной политики пытается собрать больше ЕСВ. Но ЕСВ — это налог на труд, а налога на труд быть не должно. Абсолютное большинство теневой экономики связано с большим и очень большим бизнесом.
Эксперты сошлись во мнении, что прежде всего нужно принять современный Трудовой кодекс и изменить систему уплаты ЕСВ.