В Высший совет правосудия 2 января на согласование из Государственной судебной администрации поступил проект Типового положения об аппарате суда. 17 января Высший совет правосудия сделал соответствующее согласование, а 22 января был опубликован текст согласованного Положения. Как следует из текста нового Положения, несмотря на общие черты со старыми положениями, оно более адаптировано под реалии процессов, известных как оптимизация судов и внедрение Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС). Положение касается как уже действующих новых апелляционных судов, так и местных и высших специализированных судов, которые предстоит создать в 2019 г.
По сравнению со старыми редакциями положений, в утвержденном ВСП Положении уточнены и расширены функции аппарата судов.
Так, в Положении указано, что, помимо Конституции, закона о судоустройстве, закона о госслужбе, решений собраний судей, распоряжений и приказов председателя суда и начальника аппарата суда, в своей деятельности аппарат также будет руководствоваться решениями Рады судей Украины и Законом «О предотвращении коррупции».
Положение об аппарате судов теперь не надо согласовывать с местным территориальным управлением ГСА, достаточно утвердить его собранием судей. Но структуру, как и штат аппарата, все-таки надо будет утверждать в органах судебной администрации.
На аппарат возлагается «создание надлежащих условий деятельности суда для эффективного исполнения судьями возложенных на них полномочий». Аппарат должен обеспечить функционирование в суде информационно-телекоммуникационных систем, программного обеспечения и баз данных (то есть ЕСИТС, которая должна начать работу с 1 марта, а также ее составляющих и наличие доступа в разные реестры).
Также совместно со Службой судебной охраны аппарат суда должен обеспечивать порядок в самом суде и в залах судебных заседаний в частности.
Кроме того, соответствующие специалисты аппаратов судов обязаны будут проверять, поданы ли электронные декларации субъектами декларирования, а также уведомлять НАПК о том, что соответствующая декларация не подана вообще или подана не в установленный срок. А в ВККС должна направляться информация о судьях и их деятельности для обновления информации в судейских досье.
Назначение главы аппарата суда, как и его заместителя, по-прежнему согласовывается с председателем суда.
Глава аппарата суда сможет иметь двух заместителей, если количество работников аппарата суда будет составлять более 50 человек (сейчас 60)
Стать руководителем (или заместителем) аппарата местного общего суда сможет только лицо с образовательным уровнем магистра и одновременно с опытом работы на госслужбе по категориям «Б» и «В», работы в органах местного самоуправления или на руководящих должностях на предприятии не менее одного года.
При этом возглавить аппарат местного административного, хозяйственного или апелляционного суда сможет только лицо с образовательным уровнем магистра и одновременно с опытом работы на госслужбе по категориям «Б» и «В», работы в органах местного самоуправления или на руководящих должностях на предприятии не менее двух лет.
А вот чтобы руководить аппаратом высшего специализированного суда, нужно будет иметь общий стаж работы не менее 7 лет, а опыт работы на госслужбе по категориям «Б» и «В» или работы на руководящих должностях в органах местного самоуправления, а также на руководящих должностях на предприятии — не менее трех лет. При этом обязательным квалификационным требованием является знание английского или французского языков.
При этом к претендентам на должности руководителей аппаратов судов могут быть выдвинуты еще и дополнительные требования.
Сейчас руководить аппаратом суда могут лица с образовательным уровнем магистра, стажем работы на госслужбе или службе в местном суде не менее трех лет или опытом работы по специализации в других сферах управления не менее пяти лет (для апелляции — 7 лет).
Круг обязанностей главы аппарата тоже будет достаточно широк: от создания дисциплинарной комиссии для работников аппарата до контроля над работой ЕСИТС и внесением в систему данных о вступлении в силу судебных решений, а также направления соответствующих сведений в Единый реестр судебных решений.
Также на руководителя аппарата ляжет непосредственный контроль над сохранностью вещественных доказательств, которые хранятся не в деле, а также оборудование для этой цели специальных помещений.
В целом, новое Положение предусматривает, что глава аппарата суда несет персональную ответственность за надлежащую организацию работы суда, самих судей и судебного процесса.
Структурно аппарат суда может делиться на управления, сектора и отделы.
Также в аппарате судов предусмотрено создание службы управления персоналом, а в апелляциях и высших специализированных судах — еще и патронатной службы председателя суда.
Предусматривается наличие в аппаратах судов судебных распорядителей, правовой статус которых будет регулироваться отдельным Положением.