Активно приступив к работе в конце ноября 2018 года, Государственное бюро расследований уже открыло более 1400 уголовных производств по всей стране. На официальной интернет-станице и в Фейсбуке ведомства практически каждый день сообщается о новых задержаниях и следственных действиях.
Нагрузка велика, тем более что работу Бюро сопровождает еще масса до конца не решенных вопросов, таких как кадровый некомплект, отсутствие приспособленных помещений и оперативных подразделений. Но в то же время отдельные важные составляющие деятельности ГБР, обеспечение которых не зависит от посторонних влияний, почему-то не вызывают живого интереса у руководства ГБР.
Прежде всего речь идет о создании такого важного института гражданского контроля, как Дисциплинарная комиссия при ГБР. Уже само ее существование станет дисциплинирующим фактором для сотрудников ГБР, ведь здесь можно будет обжаловать любые действия, которые вызывают сомнения в правомерности. Кроме того, отсутствие у органа государственной власти, которым является ГБР, дисциплинарного органа, механизма подачи жалоб на действия должностных и служебных лиц, а также четкой процедуры привлечения работников ГБР к дисциплинарной ответственности нарушает конституционные права граждан на защиту своих прав и интересов.
Неожиданная остановка
Сегодня образование дисциплинарных комиссий при государственных органах — сама собою разумеющаяся данность. Причем зачастую эта обязанность прописана в профильных законах.
Созданию Дисциплинарной комиссии при ГБР посвящена ст.25 Закона Украины «О государственном бюро расследований». В частности, указывается, что комиссия образуется в составе пяти человек: троих определяет Совет общественного контроля при ГБР, а еще двоих назначает директор Государственного бюро расследований.
В этой же статье отмечено, что состав и положение о Дисциплинарной комиссии Государственного бюро расследований утверждаются директором Государственного бюро расследований на основе типового положения о Дисциплинарной комиссии центрального органа исполнительной власти, утвержденного Кабинетом министров Украины.
Говорится также, что Дисциплинарная комиссия на основании служебного расследования, проводимого подразделением внутреннего контроля, составляет заключение о наличии или отсутствии в действиях работника Государственного бюро расследований дисциплинарного проступка и оснований для его привлечения к дисциплинарной ответственности с определением рекомендованного вида дисциплинарного взыскания.
После этого комиссия принимает решение о применении дисциплинарного взыскания, которое может быть обжаловано в суде.
Самое интересное, что на одном из первых своих брифингов 20 декабря 2017 года новоназначенный директор ГБР Роман Труба, который презентовал Стратегическую программу деятельности Государственного бюро расследований на 2017-2022 годы, утверждение состава и положения «О дисциплинарной комиссии Государственного бюро расследований» назвал одной из первоочередных задач ведомства.
Вскоре после этого было проведено учредительное собрание и образован Совет общественного контроля при ГБР в составе 15 человек. Он был утвержден приказом директора ГБР №54 от 26 апреля 2018 года.
Менее чем через месяц, 17 мая 2018 года, Совет общественного контроля, следуя задекларированным директором ГБР задачам, на своем заседании оперативно избрал из своих рядов троих кандидатов для работы в Дисциплинарной комиссии. Ими стали Наталья Мамченко, Ярослав Романенко и Александр Вольвак. Соответствующий протокол заседания был размещен на официальном сайте Государственного бюро расследований в разделе «Протоколы заседаний Совета общественного контроля».
Однако никакой дальнейшей реакции от руководства ГБР не последовало.
Замкнутый круг
Совет общественного контроля в декабре прошлого года попытался опять напомнить руководству ГБР о важности создания Дисциплинарной комиссии. На своем заседании члены Совета поддержали заявление, в котором призвали директора ГБР Романа Трубу выполнить требования Закона Украины «О Государственном бюро расследований» и утвердить положение о Дисциплинарной комиссии, а также ее состав.
Также с целью прояснения ситуации запросы о типовом положении о Дисциплинарной комиссии центрального органа исполнительной власти были направлены СОК в высшие органы государственной власти, в частности, Кабинет министров Украины и Национальное агентство по вопросам государственной службы (НАГС).
Кабинет министров сразу же перевел стрелки на Агентство, отметив в своем письме от 2 января 2019 года, что именно НАГС, в соответствии с возложенными на него заданиями, обеспечивает формирование и регулирует государственную политику в сфере государственной службы.
НАГС в свою очередь призналось, что Агентство не осуществляло никаких мероприятий по разработке типового положения о Дисциплинарной комиссии центрального органа исполнительной власти.
Было бы желание
Впрочем, механизм работы дисциплинарных комиссий не является какой-либо сакральной тайной.
Много чего о порядке привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности прописано в профильном Законе №889-VIII «О государственной службе». Там есть целый раздел VIII «Дисциплинарная и материальная ответственность государственных служащих».
В частности, в ст.65 Закона перечисляются виды дисциплинарных проступков, за совершение которых госслужащих могут привлечь к дисциплинарной ответственности. В ст.66 названы виды дисциплинарных взысканий, самым тяжким из которых является увольнение со службы. А ст.69 полностью посвящена алгоритму работы Дисциплинарной комиссии по рассмотрению дисциплинарных дел и ее полномочиям.
Немаловажный момент, что согласно ч.3 ст. 63 Закона определено, что руководитель органа власти, который в установленном порядке не принял надлежащих мер по привлечению к дисциплинарной ответственности подчиненного ему госслужащего за совершенный дисциплинарный проступок, также несет ответственность.
Члены Совета общественного контроля при ГБР так и не понимают, почему бездействует руководство ГБР относительно создания дисциплинарной комиссии. Если дело в отсутствии типового положения о Дисциплинарной комиссии центрального органа исполнительной власти, то в Кабинет министров Украины уже отправлено обращение с просьбой безотлагательно дать поручение в пределах компетенции разработать такое положение и утвердить его на заседании КМУ.
Кроме того, имея указанные законодательные принципы, никто не запрещает образовать Дисциплинарную комиссию по принципу «Ad hoc» — это когда вопросы рассмотрения жалоб граждан и дисциплинарные расследования могут проводиться безотлагательно, как исключение, пока не подоспеет подробная законодательная база.
Только таким образом можно обеспечить открытость и прозрачность деятельности Государственного бюро расследований для общества, уверены в Совете общественного контроля.
Есть надежда, что после первых жалоб на действия сотрудников руководитель ГБР вспомнит о том, что отсутствие Дисциплинарной комиссии нарушает конституционные права граждан. Впрочем, пока воз и ныне там.