Принятие Кодекса по процедурам банкротства стало достаточно ожидаемым, но, в то же время, смелым шагом. Он дает много инструментов, чтобы получить лучший результат: максимальное удовлетворение требований кредиторов, и, по возможности, сохранение жизнеспособного бизнеса. Только такой подход способен успокоить и привлечь как иностранного, так и внутреннего инвестора в экономику страны. Такое мнение высказала глава Верховного Суда Валентина Данишевская.
Она назвала новеллы и давно известные темы в процедурах банкротства.
«В Кодекс вошел совершенно новый вид банкротства – потребительский. Этот вопрос еще не достаточно изучен. Никто не знает, какие будут последствия применения данной части Кодекса для банковской среды, для людей, которые задолжали банкам. Поэтому крайне важной является взвешенная имплементация этой части Кодекса», - считает глава ВС.
Относительно банкротства юридических лиц, то, несмотря на наличие соответствующего закона и целого ряда процедур, раньше результат был плачевным.
«В деле банкротства очень важную роль играют продажи имущества. Чем за большую цену удастся его продать, тем лучшего достигнем результата. Во всем мире результативность банкротства исчисляется процентом – сколько денег кредиторы вернули от имеющихся долгов. Наилучший показатель взыскания в пользу кредиторов в развитых странах составляет 70 центов с доллара, в странах бывшего соцлагеря получают около 35 центов, а в Украине – меньше 10 центов. Старый подход: избавиться от имущества как можно скорее и закрыть дело – должен уйти в прошлое», - подчеркивает Валентина Данишевская.
По ее мнению, идеология нового Кодекса – другая. Он дает понять, что банкротство не является наказанием. Наоборот, это льгота, помощь предприятиям и людям, которые попали в сложное финансовое положение, чтобы они смогли рассчитаться со своими долгами.
В частности, процедуры, которые задерживали продвижения дела о банкротстве, в новом Кодексе сняты. Авторы прикоснулись даже почти к «святому» – одобрению плана санации со стороны государственных органов. Идеология изменений основывается на том, что и государство должно переосмыслить свою роль в этих процедурах. Ведь если становится банкротом государственное предприятие, или в котором значительной долей владеет государство, то госорганы должны быть на стороне должника, принимать участие в составлении плана санации, а не блокировать эти процессы. Сегодня, иногда, планы санации ждут одобрения по несколько лет, а предприятие идет на дно, так и не дождавшись проведения необходимых процедур.
Немалая ответственность за результат лежит и на судах. Именно они должны следить за тем, чтобы поведение всех участников процедур банкротства было добросовестным. Ведь только тогда данные процедуры имеют смысл.
«Присматривание к положениям Кодекса и формирование новой судебной практики будет продолжаться еще лет пять. Но, в любом случае, законодательные изменения уже способны побороть большинство коррупционных схем и существенно снизить уровень коррупции, который сопровождал процедуры банкротства», — подытожила Валентина Данишевская.