В Высшем совете правосудия получили проект Госбюджета 14 сентября, и за ночь его проанализировав, отправили свои предложения Минфину. Но тот их не учел
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Законопроект о Государственном бюджете в очередной раз развенчал миф о достигнутом взаимодействии исполнительной и судебной власти. Так, в проекте главного финансового документа на 2019 г. №9000 предусмотрено приостановить действие пп. 3 п. 24 Заключительных и переходных положений Закона «О судоустройстве и статусе судей», а именно повышение должностных окладов для судей местных, апелляционных и высших специализированных судов. Напомним, высшими спецсудами теперь являются Высший антикоррупционный суд и Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности.
В законе о судоустройстве было предусмотрено, что с 1 января 2019 г. должностные оклады составляют:
Таким образом, если «голый» оклад судьи с 1 января 2018 г. согласно закону составляет 34 тыс. грн (1700×20), то с 1 января 2019 г. он должен был увеличиться до 46 325 грн. Отметим, речь идет о судьях, прошедших квалификационное оценивание. Те, кто его не прошли, получают значительно меньше.
Что касается судей апелляционных судов, то они ожидали повышения с 51 тыс. до 74 120 грн. Ни Высший антикоррупционный, ни Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности пока не созданы, но согласно данным, полученным от Государственной судебной администрации, будущие судьи ВАС получали бы минимум 110 тыс. грн без учета доплаты за выслугу лет.
Впрочем, для самих судей такие идеи Кабмина не стали сюрпризом. Прописанное в Законе «О судоустройстве и статусе судей» от 02.06.2016 поэтапное повышение заработных плат многие в судейском корпусе сразу восприняли скептически. История помнит подобное «поэтапное повышение» в 2010 г., которое так и не было внедрено на практике.
Также Кабмин предлагает не повышать зарплаты государственным служащим, что, соответственно, отразится на работниках судов. «Установить, что в 2019 г. во время определения должностных окладов и заработной платы, денежного обеспечения работников государственных органов применяется прожиточный минимум, установленный для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января 2018 г.», — сказано в проекте.
«Замораживание» повлияет также на оплату труда присяжных, ведь она привязана к окладу судьи местного суда.
Не повлияют изменения на судей Верховного Суда — для них не было предусмотрено поэтапное повышение. Чистый оклад судьи ВС, согласно закону, должен быть 138 975 грн (75 прожиточных минимумов × 1835 грн) без учета доплат. Не должны почувствовать на себе изменения и члены ВККС (размер вознаграждения члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, который не является судьей, устанавливается в размере должностного оклада судьи ВС с коэффициентом 1,5), Национальной школы судей и Высшего совета правосудия (размер вознаграждения члена ВСП устанавливается в размере должностного оклада судьи Верховного Суда с коэффициентом 1,5).
«Надо срочно собирать внеочередной съезд судей, где принять решение, что это грозит судейской независимости и т. д. и не допустить приостановления повышения зарплаты!», «Раз с нами так, то и мы с ними. Никаких 20–30 заседаний с день, никаких больше выходных на работе! Тем более, что после ликвидации судов и сокращения штата судей и аппарата у судьи будет уже один помощник и секретарь, и «перелопатить» 20 дел в день будет нереально. Пусть граждане будут благодарны Верховной Раде!», «Оценивание — пройдите. А зарплату — не дадим», «Оценивание приостановить. Добирать хабарами. Вот и вся реформа», «Ничего другого не стоило и ожидать. Все закономерно. Относительно кассационных судов повышать уже некуда, а в первой инстанции большинство судей пашут за 16 тыс. грн», «Налицо очередная попытка исполнительной власти посягнуть на независимость власти судебной», — так отреагировал судейский корпус, когда ознакомился с проектом казны.
«Меня спрашивали, почему не подался в ВС, ВИС, ВАКС. Потому что я один раз попался на удочку наперсточников. Мне было 17 лет, и это было в Ялте», — отметил в соцсетях судья Киевского районного суда Харькова Денис Невядомский. «Досадно и особенно неприятно именно ощущение беспомощности, когда ты, защищая права других лиц, сам страдаешь от попирания своих гарантий независимости другими ветвями власти. И самое интересное, что миллионному обществу уже навязано мнение о том, что судьи получают новую заработную плату, а правду воспринимают как шутку. Когда? Когда и почему все мы позволили другим ветвям власти так разрушать основополагающие принципы конституционного строя и так пренебрежительно относиться к нам?», — сказала судья Красноармейского городского суда Донецкой области София Данилив.
Один из судей и вовсе предложил «в качестве ответного эксперимента» приостановить заполнение съездом судей имеющихся у него вакансий в Высшем совете правосудия и ВККС. «Это единственное, что может привести в сознание экспериментаторов. Заполнение этих вакансий для них — показатель успеха реформ. Какие другие предложения? Высказать озабоченность?»
«Что, опять все будем молчать!?», — задала риторический вопрос одна из судей.
В Высшем совете правосудия получили проект Госбюджета 14 сентября, и за ночь его проанализировав, отправили свои предложения Минфину. Однако они в итоге учтены не были, и ведомство зарегистрировало свой вариант в парламенте. Как рассказали «Судебно-юридической газете» в ВСП, скорее всего, Совет обратится к Кабмину и Верховной Раде: ВСП не будет соглашаться с ограничением судейских зарплат, поскольку это является составляющей судебной реформы.
С учетом резонанса, который получил вопрос приостановления повышения заработных плат, «Судебно-юридическая газета» поинтересовалась у председателя Верховного Суда, члена Высшего совета правосудия Валентины Данишевской ее мнением по поводу предлагаемых изменений.
«Во время подготовки и проведения судебной реформы повышение заработных плат судей рассматривалось как одна из составляющих обеспечения независимости судей. С другой стороны, законодатель предусмотрел, что для получения определенного законом повышенного размера зарплаты судья должен успешно пройти оценивание на соответствие занимаемой должности. Судебная система уже 2 года последовательно придерживается этого правила: судьи проходят квалификационное оценивание и получают повышение зарплаты по алгоритму, предусмотренному в п. 22–24 заключительных и переходных положений Закона «О судоустройстве и статусе судей». Любые изменения этого правила являются опасными для всей системы, независимо от того, в какой инстанции работает судья», — отметила В. Данишевская в комментарии нашему корреспонденту.
«Обнародован законопроект №9000 «О Государственном бюджете Украины на 2019 год». В соответствии с п. 3 ст. 36 Закона «О судоустройстве и статусе судей», Верховный Суд дает заключения по проектам законодательных актов, касающихся судоустройства, судопроизводства, статуса судей, исполнения судебных решений и других вопросов, связанных с функционированием системы судоустройства. На практике это работает так: проект закона, который касается какого-то из обозначенных в законе о судоустройстве вопросов, регистрируется в парламенте, секретариат Верховной Рады Украины направляет его в ВС для ознакомления и проработки. Наш предыдущий опыт сотрудничества с Верховной Радой позволяет надеяться, что в ближайшее время парламент подключит Верховный Суд к обработке и этого законопроекта», — отметила председатель ВС.
По ее словам, на текущей неделе состоится совместное заседание Коммуникационного комитета системы правосудия. «На заседании мы определимся с предложениями и последующими шагами и будем готовы начать консультации с Верховной Радой об изменениях, которые предлагается внести в Закон «О судоустройстве и статусе судей», — подчеркнула В. Данишевская.
Впрочем, если вспомнить историю с неравенством в оплате труда судей, которые прошли и еще проходят квалификационное оценивание, перспективы решения проблемы представляются туманными. Как отметил глава Государственной судебной администрации Зеновий Холоднюк, «вопрос о судейском вознаграждении становится перед выборами очень опасным». Напомним, Рада судей обратилась с проектом изменений относительно устранения дискриминации в оплате труда к Совету реформы еще в начале года, и съезд судей Украины принял соответствующее решение об угрозе независимости, однако на парламентариев это никак не повлияло. Возможно, народные избранники не решатся на непопулярные в народе шаги и сейчас.
КОММЕНТАРИИ
Сергей Алекссев, замглавы Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия
«Безусловным преимуществом проекта Госбюджета-2019 является соблюдение сроков его представления в парламент, чтобы иметь время его изучить. Вместе с тем, в проекте Госбюджета на следующий год заложена норма, которая может иметь негативные последствия — предлагается заморозить размер судейского вознаграждения. Это противоречит реформе правосудия, которая непосредственно предусматривает поэтапное повышение в течение нескольких лет выплат судьям, которые прошли переаттестацию.
Когда закладывали в новую редакцию Закона «О судоустройстве и статусе судей» перспективу повышения судейских вознаграждений, исходили из того, что именно достойная оплата труда судей является одним из факторов независимости судей. После старта реформы правосудия судьи, которые остались работать, проходят или уже прошли квалификационное оценивание на соответствие занимаемым должностям, то есть выполнили свою часть обязательств. Государство также должно соблюсти свои обязательства и обеспечить гарантированное законом повышение судейских зарплат. Поэтому эта норма, по моему мнению, при доработке проекта Госбюджета должна быть пересмотрена».
Валентина Данишевская, председатель Верховного Суда, член ВСП
«Законодатель предусмотрел, что для получения определенного законом повышенного размера зарплаты судья должен успешно пройти оценивание. Судебная система уже 2 года последовательно придерживается этого правила: судьи проходят квалификационное оценивание и получают повышение зарплаты по алгоритму, предусмотренному в п. 22–24 заключительных и переходных положений Закона «О судоустройстве и статусе судей». Любые изменения этого правила являются опасными для всей системы, независимо от того, в какой инстанции работает судья».
София Данилив, судья Красноармейского городского суда Донецкой области
«Досадно и особенно неприятно именно ощущение беспомощности, когда ты, защищая права других лиц, сам страдаешь от попирания своих гарантий независимости другими ветвями власти. И самое интересное, что миллионному обществу уже навязано мнение о том, что судьи получают новую заработную плату, а правду воспринимают как шутку. Когда? Когда и почему все мы позволили другим ветвям власти так разрушать основополагающие принципы конституционного строя и так пренебрежительно относиться к нам?»
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
В Верховной Раде зарегистрирован проект Государственного бюджета на 2019 г. №9000 от 15.09.2017. С учетом судебной реформы объем средств, которые планируется выделить на судебную власть в 2019 г., отличается от того, который был выделен в 2018 г.
Что касается конкретных бюджетных назначений.
Верховный Суд в 2019 г. получит 2 млрд грн (2 024 548,0 тыс.). Из этой суммы спецфонд составляет 771 млн (771 365,5 тыс. грн). Ранее сумма, выделяемая на Верховный Суд Украины, была меньше, однако необходимо понимать, что с началом работы 15.12.2017 нового Верховного Суда были ликвидированы ВССУ, ВХСУ, ВАСУ и ВСУ. К примеру, в 2018 г. общая сумма, выделенная на Верховный Суд Украины, Высший спецсуд по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный и Высший административный суды составила 1,7 млрд грн (1 733 100,9 тыс.). Т. е. в 2019 г. эти 2 млрд будут разделены между 4 кассационными судами и Большой Палатой. А с учетом того, что новый суд только формируется, требуется немало затрат, связанных с организацией работы, в т. ч. на обновление технической базы.
Почти столько же (2 млрд) предусмотрено на выплату выходных пособий, разницы в оплате труда судей после прохождения квалификационного оценивания, а также на расходы, связанные с увеличением численности судей и работников аппарата судов.
На Высший антикоррупционный суд предусмотрено 287 млн грн, а на Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности — всего 27 млн грн.
Примечательно, что на 2019-й предусмотрели расходы на развитие. Соответствующая графа появилась в приложении №8 «Организационное обеспечение деятельности органов судебной власти». По спецфонду эти расходы предусмотрены в размере более 1 млрд грн.
Всего на обеспечение осуществления правосудия местными, апелляционными и высшими специализированными судами планируется потратить более 13,6 млрд грн.
Для сравнения: бюджет Генеральной прокуратуры Украины в 2019 году составит 7,1 млрд грн.
Суд |
2019, тыс. грн |
2018, тыс. грн |
2017, тыс. грн |
Верховный Суд |
2 024 548,0 |
------------ |
-------------- |
Верховный Суд Украины |
------------ |
1 593 771,8 |
1 012 901,8 |
Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел |
------------ |
49 802,7 |
138 050,2 |
Высший хозяйственный суд Украины |
------------ |
46 864,3 |
148 944,2 |
Высший административный суд Украины |
------------ |
42 662,1 |
96 053,3 |
Конституционный Суд Украины |
211 401,9 |
182 306,9 |
173 192,3 |
Высший совет правосудия (Высший совет юстиции) |
217 957,2 |
203 227,7 |
283 292,7 |
Высшая квалификационная комиссия судей Украины |
157 244,2 |
140 769,2 |
107 894,4 |
Обеспечение осуществления правосудия местными, апелляционными и высшими специализированными судами |
13 631 083,0 |
13 482 337,2 |
8 627 128,1 |
Судейское самоуправление |
2 850,0 |
3 789,2 |
2 013,5 |
Выплата выходных пособий, разницы в оплате труда судей после прохождения квалификационного оценивания, расходы на увеличение численности судей и работников аппарата судов |
2 010 084,5 |
|
|
Судейское вознаграждение на новых условиях |
------------ (см. строку выше) |
66 997,7 |
1 007 632,3 (Выплата судейского вознаграждения судьям, прошедшим квалификационное оценивание, и новоназначенным судьям) |
Служба судебной охраны |
988 003,6 |
1 008 702,0 |
350 200,0 |
Национальная школа судей Украины |
117 972,3 |
106 817,9 |
64 728,0 |
Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности |
27 000,0 |
29 486,4 |
2 912,3 |
Высший антикоррупционный суд |
287 095,7 |
36 926,1 |
2 912,3 |