На помощнике судьи, по сути, лежит вся организационная работа по подготовке дела к рассмотрению: он подбирает акты законодательства и судебную практику, участвует в предварительной подготовке судебных дел, по поручению судьи готовит проекты судебных решений, запросов, писем, осуществляет контроль за своевременным проведением экспертными учреждениями исследований и за выполнением органами внутренних дел постановлений судьи о принудительном приводе, а в случае невыполнения таких решений готовит проекты напоминаний и т. п. Кроме того, по поручению судьи он может осуществлять полномочия секретаря судебного заседания, проводить анализ отмененных и измененных решений судьи после пересмотра дел судами апелляционной и кассационной инстанций и пр.
При этом помощники судей относятся к патронатной службе, так что гарантии госслужащих на них не распространяются. Закона же о патронатной службе пока нет. Судьи сами выбирают себе помощников, а если судья-«патрон» увольняется, например, из-за непрохождения квалифоценивания, дальнейшая карьера его помощника в суде оказывается под вопросом.
В этом году Рада судей Украины приняла новое Положение о помощнике судьи, которое должно было предоставить больше гарантий помощникам судей, и, в принципе, получило одобрение в их среде. Но как стало известно «Судебно-юридической газете», в последнее время наблюдается активный отток помощников, в т. ч. увольнение помощников судей нового Верховного Суда. В чем причина такой ситуации, мы попытались узнать у главы ОО «Ассоциация помощников судей Украины» Ольги Примак-Березовской. В интервью нашему изданию она также прокомментировала, как можно исправить данную ситуацию.
— С чем связано массовое увольнение помощников судей по собственному желанию, в частности в ВС? Какие изменения привели к такой ситуации? Какие последствия это может иметь?
— О массовом увольнении помощников судей ВС я бы говорить не стала, но в последние несколько месяцев кадровая трансформация действительно налицо. Из основных причин, которые известны мне как главе ассоциации, следует назвать, прежде всего, чрезмерную нагрузку, связанную с завышенными требованиями судей к работе их, как сейчас модно называть, «офисов». При этом нельзя сказать, что до реформирования кассационной инстанции требования к помощникам были ниже — скорее, просто «офисные» команды были более сработанными, слаженными. Сегодня же коллектив ВС только нарабатывает свой стиль организации работы, корпоративной этики, коммуникации и т. д., и смена кадров является для некоторых судей поиском идеальной команды, таких себе универсальных солдат, которые смогут выполнять все и сразу.
В основном частый change помощников происходит у судей, которые пришли не из судебной системы либо не так давно в ней работают. По своему опыту могу сказать, что для помощника очень важно быть по достоинству оцененным своим патроном, и порой элементарной похвалы и одобрения вслух достаточно, чтобы мотивировать его работать эффективнее и результативнее. В реальности же происходит так, что помощник чувствует себя «рабом на каторге» и, к сожалению, теряет желание продолжать свою работу.
Если говорить о том, какие изменения к этому привели, я бы все-таки вернулась к истории прошлых лет, когда помощники были лишены статуса государственных служащих. Именно тогда было положено начало нарушения прав помощников. Мы между собой часто дискутируем на эту тему, есть сторонники и противники такой точки зрения. Я же привыкла опираться на факты и хочу отметить, что сегодня помощник судьи не имеет возможности оспорить свое увольнение в судебном или другом порядке, что вряд ли приемлемо в демократическом обществе. К увольнению с формулировкой «по собственному желанию» или «по соглашению сторон» я отношусь скептически.
О последствиях сложившейся ситуации я неоднократно говорила в ряде других статей. Какие последствия могут быть для государства, которое лишает конституционных прав представителей отдельной профессии? Какие последствия могут быть для профессии, которую вместо того, чтобы развивать и повышать ее статус, приравнивают к обслуживающему персоналу работников сферы услуг? Первое, очевидно, заключается в том, что практически нивелирован престиж профессии. Ее пытаются представить, как конвейер из молодых специалистов для технического набора документов. Только не стоит забывать, что на самом деле на помощника судьи возложены гораздо более важные задачи, и пока это так, либо нужно менять его статус на законодательном уровне, либо судьи должны самостоятельно выполнять всю работу, отдав помощнику только технические функции. Многие, наверное, скажут, что все это окупается достойным уровнем зарплаты. Однако уровень заработной платы помощника судьи не всегда соответствует той нагрузке, которую на него взваливает судебная система, поэтому не стоит этим манипулировать.
Также следует отметить, что многие помощники судей были вынуждены уволиться в связи с прохождением обучения в Национальной школе судей, которое они должны пройти как кандидаты в судьи. Законодательно место работы за ними на это время сохраняется, однако судьи не всегда готовы ждать три месяца, да и нагрузка не позволяет. А еще хочется вспомнить о помощниках, судьи которых уходят на заслуженный отдых. Очень жаль, что не существует внутрисистемного резерва квалифицированных специалистов, и им приходится смириться и уходить в свободное плавание поиска себя в юриспруденции.
Впрочем, во всем этом есть и позитивные моменты: помощники судей выходят на рынок труда очень квалифицированными профессионалами, у них хорошие шансы на трудоустройство в престижных юридических компаниях, и это не может не радовать. Конечно, на государственном уровне нужно было бы стимулировать их к дальнейшей службе и профессиональному росту внутри системы органов судебной власти, но пока дела обстоят иначе, и как дальше будет развиваться эта профессия, сказать сложно.
— В чем проявляется увеличение нагрузки на помощников судей, и какие условия способствовали этому?
— Главным катализатором увеличения нагрузки на помощников судей не только ВС, но и по всей Украине стал постоянно растущий кадровый голод в украинских судах. Только в местных судах сейчас более 1200 вакантных должностей судей и, соответственно, помощников. И число вакансий с каждым днем увеличивается. Стоит отметить и апелляционные суды, в которых судейский штат также изрядно недоукомплектован. ВККСУ, которая отвечает за формирование судейского корпуса, уже 4 года не проводит конкурсные процедуры для кандидатов, поэтому судебная система в некой кадровой стагнации. Конечно, это влияет и на качество правосудия в стране (количество рассматриваемых дел, строки их рассмотрения), и на общую обстановку внутри судов.
Помощники судей часто жалуются на невыносимые условия работы, ночное написание проектов решений и тяжелую психологическую атмосферу, связанную с этими негативными моментами. Те судьи, которые могли бы рассматривать адекватное количество дел, вынуждены работать за двоих, а иногда и за троих, чтобы осуществлять надлежащее правосудие в том или ином регионе. Соответственно, помощник также перегружен, и его условия труда нельзя назвать комфортными. При такой нагрузке говорить о качестве жизни, наверное, не стоит. Все хотят уделять больше времени семье, хобби, личностному развитию, но при таком положении вещей многие помощники могут об этом только мечтать, что, конечно же, пагубно влияет на показатели личных индикаторов счастья каждого человека в любой профессии.
— Что можно сделать для улучшения или исправления такой ситуации? Имели ли место обращения в уполномоченные органы?
— Исправить ситуацию с чрезмерной нагрузкой удастся только в том случае, если ВККСУ сможет организовать свою работу так, чтобы замещение вакантных должностей судей было прямо пропорционально их высвобождению. Очевидно, следует на законодательном уровне закрепить обязанность органов, отвечающих за формирование судейского корпуса, укомплектовывать штаты судов по мере необходимости. Например, уволился, перевелся или ушел в отставку судья — сразу же объявлять на эту должность конкурс в четко предусмотренный законом строк. Это может быть 10 дней или месяц, но не больше, чтобы не провоцировать кадровый голод в судебной системе. Соответственно, и помощники судей будут замещать свои должности вовремя.
Второе, что могло бы позитивно повлиять на данную ситуацию — можно позаимствовать, скажем, у ЕСПЛ опыт организации фильтрации документов соответствующими сотрудниками, к примеру, помощниками с правом подписи некоторых процессуальных документов после изучения материалов искового заявления. Конечно, такой путь предполагает принятие профильного закона и повышение статуса профессии помощника судьи, его преображение из staff в постоянную трудовую единицу, защищенную от несанкционированного и необоснованного увольнения под ширмой «по собственному желанию».
Может, это несколько резко, но сегодня я знаю много ситуаций, где помощник никак не защищен от нарушения своих прав. Моя задача как главы Ассоциации помощников судей Украины — поднимать эти темы и отстаивать право каждого помощника на надлежащее отношение к его работе. Это было бы гораздо проще делать, если бы в нашей стране существовал централизованный орган патронатной службы. Ассоциация уже выступала с инициативой создания такого органа, однако поддержки этой идеи не нашла. Возможно, мы придем к этому в будущем, но пока наша деятельность ведется исключительно на общественных началах. Мы сотрудничаем с РСУ, ВС и судами по всей Украине, обсуждаем наши внутренние проблемы и способы их решения. Конечно, если бы существовал орган по защите прав патронатных служащих, это было бы гораздо прозрачнее и результативнее с точки зрения закона.
В заключение хочется сказать одно: помощники судей, как и любое другое звено судебной системы, сегодня являются заложниками процесса масштабной судебной реформы, и мы очень надеемся, что результат все-таки оправдает все те средства, которые потрачены на достижение высокого уровня правосудия в нашей стране и наивысшей степени доверия общества к судебной ветви власти.