Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
После известия о скорой реформе адвокатуры в начале года среди юристов и юрисконсультов началась некая паника. Резко прибавилось желающих получить адвокатскую «корочку» среди сотрудников правоохранительных органов, в т. ч. действующих. Добавила масла в огонь и вице-спикер Оксана Сыроид, которая предложила не относить к представителям юридической профессии юристов, юрисконсультов и научных сотрудников, а лишь адвокатов, прокуроров, судей и нотариусов. Все это привело к тому, что в очереди на сдачу квалификационного экзамена в КДКА областей и Киева выстроились сотни человек.
Летом паника несколько приутихла, и кое-кому показалось, что проект закона об адвокатуре и адвокатской деятельности, разработанный Советом по вопросам судебной реформы и критикуемый руководством Национальной ассоциации адвокатов, будет еще долго лежать в Администрации Президента. Однако 6 сентября довольно внезапно для многих Президент Петр Порошенко все-таки зарегистрировал реформу адвокатуры в парламенте (законопроект №9055). «Судебно-юридическая газета» разбиралась в его нормах.
Претендовать в адвокатуру обычный юрист или юрисконсульт с дипломом специалиста после 2–3 лет стажа не сможет. Для этого он должен будет не менее 2 лет после получения диплома магистра (или приравненного к нему высшего образования по образовательно-квалификационному уровню специалиста) проработать стажером адвоката. Или же иметь 2 года стажа в должности судьи либо прокурора. На вопрос помощников адвокатов: «А как же мы?» ответим: стажер адвоката — это тот же помощник, только после получения уровня «магистра». То есть если помощником, согласно новому закону, может быть и бакалавр, то для статуса стажера нужно будет доучиться до магистра.
Если говорить еще проще, теперь желающим стать адвокатом нужно будет искать «куратора» для стажировки до подачи документов, а не после сдачи квалифэкзамена. И стажировка будет длиться не 6 месяцев, а 2 года. Количество стажеров, которые могут быть у одного «куратора»-адвоката, определит новый орган — Высшая квалифкомиссия адвокатуры (ВККА).
Подавать все документы кандидаты будут уже в новосформированную квалификационную комиссию адвокатов региона (ККАР), а не в КДКА. Принимать экзамен будет ВККА согласно утвержденному ею положению. При этом ход квалификационного экзамена будет фиксироваться с помощью технических средств видео- и звукозаписи, а также в протоколах. ВККС (ее аттестационная палата) принимает решение о положительном или отрицательном результате сдачи квалификационного экзамена, информирует об этом соответствующий совет адвокатов региона, и тот принимает решение о выдаче свидетельства адвоката Украины. Никакой стажировки после экзамена в течение 6 месяцев более не будет.
Тем, кто собирался, но так и не реализовал желание стать адвокатом, поддаваться панике не стоит. Ведь у обычных юристов/юрисконсультов, помощников судей и т. д. будет целых 4 года, чтобы успеть получить статус адвоката. Правда, реализация норм закона будет зависеть и от того, насколько быстро сами адвокаты сформируют новые органы, в частности ВККА, которая будет принимать экзамены.
Между статусом адвоката и правом адвоката осуществлять адвокатскую деятельность будет существенная разница. Закон содержит такие новеллы, как адвокат в статусе госслужащего, регулирует совмещение адвокатской деятельности со статусом должностного лица хозяйственного общества и пр.
Так, адвокат сможет работать на основании трудового договора (контракта), однако такая работа не будет считаться адвокатской деятельностью (за исключением трудового договора между адвокатом и адвокатским бюро или адвокатским объединением). Адвокат, заключивший трудовой договор с лицом, которое не является АБ или АО (например, с хозяйственным обществом), не вправе осуществлять адвокатскую деятельность и обязан остановить ее (кроме случаев, когда его деятельность по такому трудовому договору является научной, преподавательской или творческой). При этом такой адвокат сохраняет свой статус адвоката, имеет право представлять своего работодателя в суде, пользуется в рамках деятельности по такому договору профессиональными правами адвоката и гарантиями адвокатской деятельности.
Такой адвокат платит 50% ежегодного взноса на финансирование деятельности органов адвокатского самоуправления и имеет право участвовать в конференциях адвокатов, а также быть избранным делегатом съезда адвокатов, но не сможет быть руководителем или членом другого органа адвокатского самоуправления.
Еще одна норма законопроекта регулирует совмещение адвокатской деятельности со статусом должностного лица хозяйственного общества или другого юридического лица. По сути, она должна сработать против вариантов, когда договор «о юридических услугах» заключается с ООО, директором которого является адвокат, и последний таким образом снимает с себя ответственность перед клиентом за качество предоставленной правовой помощи. Адвокат сможет совмещать адвокатскую деятельность с таким статусом, но осуществлять адвокатскую деятельность он будет вправе только на основании договора о предоставлении правовой помощи, заключенного с клиентом, который не является хозяйственным обществом или другим юридическим лицом, должность в котором занимает адвокат.
В деятельности, осуществляемой в статусе должностного лица хозяйственного общества или другого юрлица, адвокат не пользуется профессиональными правами адвоката и гарантиями адвокатской деятельности, предусмотренными законом. Он пользуется такими правами и гарантиями лишь в пределах, которые касаются осуществления профессиональных прав и обязанностей адвоката в интересах клиентов.
Впрочем, вызывает вопросы п. 11 ст. 14 законопроекта: «Права, обязанности, гарантии деятельности и другие нормы этого Закона относительно адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в форме адвокатского объединения, распространяются также на адвоката, который является участником предпринимательского общества, зарегистрированного в порядке, установленном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований», или находится с таким обществом в трудовых отношениях, при условии, если предоставление юридических услуг является основным видом уставной деятельности такого общества (юридической фирмы), и письменного сообщения в соответствующий совет адвокатов региона об осуществлении этим адвокатом адвокатской деятельности в составе этой юридической фирмы». Этой нормой описанные выше предостережения нивелируются, и она входит в конфликт с общей идеей законопроекта.
Новеллой закона является и то, что он определяет особенности статуса адвоката на государственной службе и на службе в органах местного самоуправления. Как и в случае с трудовым контрактом, адвокат, работающий в органе государственной власти, другом госоргане или органе местного самоуправления, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность и обязан остановить ее. При этом он сохраняет статус адвоката, может оказывать правовую помощь органу, в котором работает, представлять этот орган в суде.
Такой адвокат не платит ежегодный взнос адвокатов на финансирование деятельности органов адвокатского самоуправления. Однако он не может быть и председателем, заместителем председателя или членом органа адвокатского самоуправления и не имеет права участвовать в работе органов АС. Сведения о таком адвокате вносятся в Единый реестр адвокатов Украины с указанием информации о приостановлении права такого адвоката на осуществление адвокатской деятельности.
Примечательно, что адвокат в любом случае обязан соблюдать присягу адвоката и правила адвокатской этики и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Что касается профессиональных прав адвоката, предусматриваются: его участие в любых следственных или процессуальных действиях, в которых вправе участвовать клиент; беспрепятственный доступ в помещения судов, прокуратуры, полиции, министерства внутренних дел, правоохранительных органов и т. д.; идентифицированный доступ ко всем государственным реестрам, в т. ч. ЕРДР и автоматизированной системе документооборота суда. Также предусмотрено, что адвокат не обязан раскрывать адвокатскую тайну даже при наличии разрешения клиента. Кроме того, адвокат имеет право на использование любых не запрещенных технических средств без всякого разрешения.
Среди дополнительных гарантий адвокатской деятельности:
Законопроект также предусматривает конкретизацию санкций в привязке к дисциплинарному нарушению. В частности, для прекращения права на осуществление адвокатской деятельности нужно совершить такой проступок, как: представительство без полномочий; неоднократное злоупотребление правом доступа к реестрам; значительный ущерб клиенту из-за противоправных действий; разглашение адвокатской тайны; систематическое нарушение правил этики или норм закона об адвокатуре, которое подрывает авторитет адвокатуры и адвокатской профессии.
К приостановлению права на осуществление адвокатской деятельности может привести: повторное в течение года совершение дисциплинарного проступка; нарушение требований относительно несовместимости; неуплата ежегодного взноса и штрафа; существенное нарушение правил этики или норм закона об адвокатуре, которое является основанием для взыскания в виде прекращения права на осуществление адвокатской деятельности, если прекращение права является чрезмерным дисциплинарным взысканием.
Может также иметь место ограничение права на представительство в суде за нарушение обязанностей адвоката в судебном процессе или злоупотребление процессуальными правами. Штраф предусмотрен исключительно за неуплату ежегодного взноса.
Что касается самой дисциплинарной процедуры, то законопроектом определен круг лиц, которые могут подать жалобу о поведении адвоката, закреплены основания для возвращения жалобы без рассмотрения, основания для отвода членов дисциплинарной комиссии адвокатов и пр.
В рамках реформы адвокатского самоуправления определены четкая структура его органов, которые действуют на национальном и региональном уровнях, и их организационные формы: НААУ и региональные палаты адвокатов. При этом статус юридических лиц имеют только НААУ и региональные палаты. Рада адвокатов Украины, ВККА, ВДКА и ВРКА будут подотчетны съезду адвокатов, а региональные (Рада адвокатов региона, ККАР, ДКАР, РКАР) — конференции адвокатов региона.
При этом предусмотрена децентрализация полномочий — адвокатам регионов будет предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы регионального значения через региональные органы адвокатского самоуправления. Рада адвокатов будет лишена возможности отменять решения рад адвокатов региона, вмешиваться в проведение конференций адвокатов и пр. Отменяются собрания адвокатов, и все адвокаты региона будут иметь право на непосредственное участие в конференции.
В системе органов адвокатского самоуправления будет обеспечена ротация: максимум 2 срока по 3 года. Помимо этого, законопроект разъединяет КДКА на квалификационные и дисциплинарные комиссии адвокатов региона.
Еще один момент касается изменений в финансировании деятельности органов адвокатского самоуправления. Предусмотрено утверждение бюджета адвокатского самоуправления Украины (бюджет национальных органов АС) и бюджета региональной палаты адвокатов (бюджет региональных органов АС). Средства будут распределяться в таких пропорциях: 70% — на региональные органы; 30% — на национальные органы (в пределах утвержденных бюджетов). Впрочем, съезд адвокатов может установить иные пропорции распределения средств.
Распределение средств контролируется председателем РАУ и главами РАР. Законопроект вводит финансовую отчетность органов адвокатского самоуправления: обязательное обнародование отчетов за год и ежегодных подробных отчетов ревизионных комиссий; публикация информации о заключенных договорах; обязательный периодический независимый аудит (аудитор определяется ВРКА).
Отметим, что законопроект получил положительный отчет экспертов Совета Европы от 21.12.2017.
Не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу нового закона РАУ созывает и проводит съезд адвокатов, в котором принимают участие делегаты, избранные конференциями адвокатов региона. Съезд:
ВКДКА прекращается как юридическое лицо в результате реорганизации путем присоединения к Национальной ассоциации адвокатов Украины.
Со дня принятия съездом и конференцией адвокатов Украины решения о прекращении ВКДКА и КДКА в судебных спорах по обжалованию их решений, действий и бездеятельности участвуют ВДКА, ВККА, дисциплинарная комиссия адвокатов региона или квалификационная комиссия адвокатов региона в зависимости от компетенции.