6 сентября на сайте Верховной Рады появилась информация о том, что Президент Петр Порошенко зарегистрировал в Верховной Раде новый законопроект о реформе адвокатуры - законопроект №9055 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».
Среди задач нового закона – законодательное усиление гарантий осуществления адвокатской деятельности, а также расширение профессиональных прав адвокатов. Кроме того, это обеспечения ответственности адвокатов за соблюдение этических стандартов и качества правовой помощи.
Еще одним моментом является урегулирование доступа к профессии без риска его безосновательного ограничения.
Что касается адвокатского самоуправления, то декларируется развитие этих органов на принципах децентрализации в рамках единой НААУ (Национальной ассоциации адвокатов Украины).
Немаловажно, что проект предусматривает новый порядок доступа к профессии адвоката:
Вводится новый порядок сдачи экзамена: только письменное анонимное тестирование, которое проводится централизованно ВККА по аналогии с ВНО.
В законопроекте предусмотрен переходный период. Новый порядок доступа к адвокатуре вводится в действие через год после вступления закона в силу.
Также предусматривается упрощенный порядок получения статуса адвоката для лиц, имеющих опыт работы в отрасли права – экзамен без прохождения стажировки и работы в качестве стажера адвоката (будет действовать в течение 4-х лет после вступления Закона в силу).
Кроме того, законопроект устанавливает возможность завершить начатую стажировку.
Так, что касается профессиональных прав адвоката предусматривается участие в любых следственных или процессуальных действиях, в которых вправе участвовать клиент; беспрепятственный доступ в помещения судов, прокуратуры, полиции, министерства внутренних дел, правоохранительных органов и т.д.; идентифицированный доступ ко всем государственным реестрам, в том числе ЕРДР и автоматизированной системы документооборота суда
Также предусмотрено, что адвокат не обязан раскрывать адвокатскую тайну, даже при наличии разрешения клиента.
Кроме того, адвокат имеет право на использование любых не запрещенных технических средств без всякого разрешения.
Среди дополнительных гарантий адвокатской деятельности:
следственные (розыскные) действия в отношении адвоката могут иметь место только в рамках уголовного производства, в котором адвокату вручено подозрение в совершении преступления, и исключительно на основании постановления следственного судьи апелляционного суда;
запрет осмотра и обыска в связи с адвокатской деятельностью;
запрет сбора информации об общении между адвокатом (помощником адвоката) и клиентом, адвокатом и помощником адвоката и пр.
Между статусом адвоката и осуществлением адвокатской деятельности будет разница.
В частности, адвокат может работать по трудовому договору или на государственной службе, но это не является адвокатской деятельностью, за исключением трудового договора с адвокатским бюро или адвокатским объединением. Такой адвокат имеет право представлять в суде только своего работодателя или государственный орган, в котором он работает.
При этом адвокат, работающий по трудовому договору или на государственной службе, не пользуется теми правами и гарантиями, которые обеспечивают независимую адвокатскую деятельность.
Адвокат, который осуществляет адвокатскую деятельность, не может совмещать ее с работой по трудовому договору, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности.
Законопроект также предусматривает конкретизацию санкций в привязке к дисциплинарному нарушению.
В частности, для прекращения права на осуществление адвокатской деятельности нужно совершить такой проступок: представительство без полномочий; неоднократное злоупотребление правом доступа к реестрам; значительный ущерб клиенту из-за противоправных действий; разглашение адвокатской тайны; систематическое нарушение Правил этики или норм закона об адвокатуре, которое подрывает авторитет адвокатуры и адвокатской профессии.
К приостановлению права на осуществление адвокатской деятельности может привести: повторное в течение года совершение дисциплинарного проступка; нарушение требований относительно несовместимости; неуплаты ежегодного взноса и штрафа; существенное нарушение Правил этики или норм закона об адвокатуре, которое является основанием для взыскания в виде прекращения права на осуществление адвокатской деятельности, если прекращение права является чрезмерным дисциплинарным взысканием.
Может также иметь место ограничение права на представительство в суде за нарушение обязанностей адвоката в судебном процессе или злоупотребление процессуальными правами.
Штраф предусмотрен исключительно за неуплату ежегодного взноса.
Что касается самой дисциплинарной процедуры, то законопроектом определен круг лиц, которые могут подать жалобу о поведении адвоката; закреплены основания возвращения жалобы без рассмотрения; основания для отвода членов дисциплинарной комиссии адвокатов и пр.
Относительно реформы адвокатского самоуправления, определена четкая структура его органов, которые действуют на национальном и региональном уровнях, и организационные формы: НААУ и региональные палаты адвокатов. При этом статус юридических лиц имеют только НААУ и региональные палаты.
Рада адвокатов Украины, ВККА, ВДКА и ВРКА будут подотчетны Съезду адвокатов, а региональные (Рада адвокатов региона, ККАР, ДКАР, РКАР) подотчетны конференции адвокатов региона.
Также предусмотрена децентрализация полномочий – предоставление возможности адвокатам регионов самостоятельно решать вопросы регионального значения через региональные органы адвокатского самоуправления.
Рада адвокатов будет лишена возможности отменять решения Рады адвокатов региона, вмешиваться в проведение конференций адвокатов и прочее.
Отменяются собрания адвокатов, и все адвокаты региона будут иметь право на непосредственное участие в конференции.
Также будет обеспечена ротация в системе органов адвокатского самоуправления: максимум 2 срока по 3 года.
Помимо этого, законопроект разъединяет КДКА на квалификационные и дисциплинарные комиссии адвокатов региона.
Еще один момент касается изменений в финансировании деятельности органов адвокатского самоуправления.
Предусмотрено утверждение бюджета адвокатского самоуправления Украины (бюджет национальных органов АС) и бюджета региональной палаты адвокатов (бюджет региональных органов АС). А также распределение средств: 70% - на региональные органы; 30% - на национальные органы (в пределах утвержденных бюджетов).
Съезд адвокатов может установить иные пропорции распределения средств.
Распределение контролируется председателем РАУ и главами РАР.
Законопроект вводит финансовую отчетность органов адвокатского самоуправления: обязательное обнародование за год и ежегодных подробных отчетов ревизионных комиссий; публикацию информации о заключенных договорах; обязательный периодический независимый аудит (аудитор определяется ВРКА).
Отметим, что законопроект получил положительный отчет экспертов Совета Европы от 21.12.2017.
По состоянию на сейчас текст проекта на сайте Верховной Рады отсутствует.
Напомним, что ранее «Судебно-юридическая газета» публиковала текст законопроекта, который обсуждался в рабочей группе по реформированию института адвокатуры при Совете по вопросам судебной реформы.
В частности, реформа адвокатуры предусматривает изменения в порядке доступа к профессии адвоката. Однако в последствии в текст законопроекта были внесены значительные поправки.