Принятый во втором чтении 12 июля 2018 года на вечернем пленарном заседании Верховной Рады Украины законопроект № 7441 «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» в связи с принятием Закона Украины «О Высшем антикоррупционном суде» касается не только обозначенных в названии вопросов. Текст законопроекта является содержательно шире.
В частности, во время второго чтения парламентом были приняты ряд правок в раздел ІV «Порядок занятия должности судьи», предложенные депутатами Сергеем Алексеевым и Василием Яницким.
Так, в ч.1 ст. 71, где приводится перечень документов, которые кандидат в судьи обязан предоставить в Высшую квалификационную комиссию судей, пункты 5, 7, 8, 11, 13 получили другую редакцию. Теперь кандидату следует подавать кроме декларации родственных связей еще и декларацию добропорядочности кандидата на должность судьи.
Справка медицинского учреждения о состоянии здоровья кандидата уже не нужна. Вместо нее нужно взять в медицинских учреждениях документы установленной формы о прохождении психиатрических и наркологических осмотров и пребывании на учете в психоневрологических или наркологических учреждениях здравоохранения.
Уточняется период, за который нужно подавать копию декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления. Содержится также требования об обязательном наличии в копии декларации ссылки на соответствующую страницу Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Кандидат в судьи теперь должен соответствовать только требованиям, изложенным в статье 69 настоящего Закона, и не обязан подавать заявление о проведении проверки, определенной Законом Украины «Об очищении власти».
Специальная проверка кандидата теперь ограничивается только проверкой ВККС. Этому посвящена ст.74, редакция которой полностью изменена:
Статья 74. Проведение специальной проверки кандидата на должность судьи.
При проверке сведений путем непосредственного доступа к автоматизированным информационным и справочным системам, реестров и банков данных, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, запросы в соответствующие органы не направляются.
Перечень уполномоченных государственных органов и требования к информации, которая должна быть предоставлена или получена, определяются Высшей квалификационной комиссией судей Украины с учетом информации, содержащейся в личных делах кандидатов на должность судьи.
Аппарату Верховной Рады еще придется поработать над устранением некоторых технико-юридических неточностей и редакционных ошибок в тексте, учитывая спешку, в которой принимался законопроект.
Кроме того, Главное юридическое управление Аппарата Верховной Рады Украины опять указало, что вопреки требованиям ч. 1 ст. 116 Регламента Верховной Рады Украины, продолжается порочная практика включения в законопроекты положений, которые не были предметом рассмотрения при первом чтении, и которые никак не связаны с направленностью принимаемых законопроектов.