Действующий Закон «Об очищении власти» предусматривает перечень оснований для запрета определенным категориям лиц занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления.
В частности, согласно п.3 ч.4 ст.3 указанного закона такой запрет распространяется на бывших штатных сотрудников и негласных агентов КГБ СССР, КГБ УССР и других союзных республик, а также на тех, кто работал в Главном разведывательном управлении Министерства обороны СССР или окончил высшие учебные заведения КГБ СССР (кроме технических специальностей).
Однако такой критерий люстрации народный депутат Николай Паламарчук считает несправедливым. Такая его позиция отображена в пояснительной записке к проекту закона №8582 о внесении изменений в ст.3 ЗУ «Об очищении власти» относительно применения критериев осуществления очищения власти в отношении отдельных категорий лиц:
«Данное ограничение противоречит конституционному принципу индивидуальной ответственности и вводит коллективную ответственность указанных лиц за деятельность этих органов в целом. Положения п.3 ч.4 ст.3 ЗУ «Об очищении власти» де-факто исходят из презумпции вины лиц, сотрудничавших с бывшим КГБ СССР, не учитывая при этом ни возраст лица, ни и продолжительность трудовых отношений».
Вместе с тем, отмечает нардеп, в законе не учтены все возможные варианты развития событий: лицо могло добровольно прекратить сотрудничество с КГБ, работа могла быть лишь номинальной или кратковременной. При таких условиях, по мнению Николая Паламарчука, нельзя приравнивать всех бывших сотрудников КГБ к злостным нарушителям прав человека и ставить их в один ряд с теми чиновниками, которые во времена Советского Союза отдавали преступные приказы.
Таким образом, депутат предлагает исключить из текста закона норму, в соответствии с которой указанная категория лиц подлежит люстрации.
Напомним, «Судебно-юридическая газета» писала о том, могут ли административные суды продолжать рассмотрение исков люстрированных госслужащих или все же им стоит дождаться решения Конституционного Суда относительно конституционности положений ЗУ «Об очищении власти».