На сегодняшний день в структуре почти каждого правоохранительного органа Украины функционирует спецподразделение, которое занимается защитой свидетелей, — Национальная полиция, СБУ, НАБУ, а вскоре — и Государственное бюро расследований.
Как правило, защита свидетелей осуществляется путем предоставления им физической личной охраны — четырех-шести спецназовцев, которые поочередно сопровождают свидетеля, его близких родственников и членов семьи. Защита одного человека обходится государству минимум в 1,5 млн грн в год.
Зачастую на практике физическая личная охрана не способна обеспечить стопроцентную защиту от вооруженных нападений в людных местах, подрывов автомобиля или места жительства свидетеля или потерпевшего.
Изучив все несовершенства нынешней системы защиты и проанализировав европейский опыт, народные избранники выступили с предложением о законодательном регулировании защиты уязвимых категорий лиц, волей-неволей ставших участниками уголовных производств.
26 июня на рассмотрение Комитета ВРУ по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности поступил проект постановления о принятии за основу законопроекта №8457, который предполагает установление единого порядка и условий обеспечения безопасности участников уголовного производства.
В соответствии с его положениями право на защиту имеют:
- лица, выполняющие спецзадание в организованной группе или преступной организации;
- свидетели и потерпевшие, чьи показания критически важны для решения дела в суде;
- лица, заявившие в правоохранительные органы о преступлении или помогающие в предотвращении и противодействии коррупции;
- лица, сотрудничающие с правоохранительными органами, в том числе на условиях конфиденциальности;
- подозреваемый, обвиняемый, осужденный, который активно содействует выявлению, предупреждению, раскрытию или расследованию преступлений;
- лица, в отношении которых применяется программа защиты второго уровня в соответствии с международными соглашениями;
- близкие родственники и члены семей указанных выше категорий лиц, если через них путем угроз или иных противоправных действий кто-то пытается влиять на взятых под защиту.
Кроме того, проект закона предусматривает создание Национальной службы защиты. Об этом ранее сообщал секретарь профильного Комитета ВР Антон Геращенко.
«Во время расследования, особенно длящегося годами, Национальное антикоррупционное бюро, Нацполиция или Служба безопасности не могут обеспечить необходимую защиту свидетелям преступления в полном объеме. Предполагается, что нацслужба защиты будет подписывать с тем или иным лицом договор, в котором будет указано, чего этому человеку не стоит делать, какими маршрутами не следует передвигаться, с кем не нужно общаться и тому подобное», — объяснил нардеп.
Так, лица, взятые под защиту, обязаны, в частности: выполнять условия меморандума о взаимодействии и другие требования органов, осуществляющих защиту; незамедлительно информировать о каждом случае угрозы или противоправном действии в отношении них; не разглашать информацию о мерах обеспечения безопасности.
В зависимости от характера и природы угрозы, программы защиты делятся на два уровня.
Программа защиты первого уровня осуществляется согласно подследственности преступления — органами СБУ, ГБР, НАБУ, Нацполиции, Фискальной или Пенитенциарной службами. Решение о применении программы принимает руководитель соответствующего ведомства.
В целях обеспечения безопасности первого уровня могут применяться следующие меры:
- обеспечение физической безопасности лица;
- выдача спецсредств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
- обеспечение конфиденциальности данных о лице;
- прослушка телефонных разговоров и видеонаблюдение;
- закрытое судебное рассмотрение, в том числе с использованием средств, которые делают идентификацию лица невозможной.
Программа защиты второго уровня осуществляется непосредственно Национальной службой защиты. Решение о применении программы принимает глава Национальной службы защиты с согласованием с генпрокурором или его заместителем.
До принятия таких решений в отношении лица могут применяться временные меры обеспечения безопасности.
Кроме указанных выше мер, при осуществлении программы защиты второго уровня может осуществляться также:
- охрана жилья;
- страхование имущества;
- оперативно-розыскные мероприятия;
- замена документов, идентифицирующих личность;
- смена внешности;
- смена места работы или учебы;
- смена места проживания или временное переселение в другое жилье (в том числе за пределы Украины).
Следует отметить, что этот перечень не является исчерпывающим. Кроме того, в отношении лица, нуждающегося в защите, может применяться сразу целый комплекс необходимых мер. Инициировать их применение может как само лицо, которому угрожает опасность, так и сотрудники правоохранительных органов, в случае получения оперативной информации о наличии угрозы жизни, здоровью или имуществу лица, содействовавшему следствию.
Вместе с тем, законопроект предусматривает и социальные гарантий, такие как единоразовая денежная помощь в случае гибели или потери трудоспособности лица, взятого под защиту, — от 70 до 750 размеров прожиточного минимума.
Что касается структуры Национальной службы защиты, то, предположительно, она будет состоять из центрального и территориальных управлений, информационно-аналитических, оперативно-розыскных, оперативно-технических, экспертных, финансовых и кадровых подразделений, подразделений быстрого регирования и спецагентов. Ориентировочная штатная численность сотрудников службы — 250 должностей.