Как показывает практика, нередко депутатский мандат получают лица, которых вряд ли можно назвать эталоном морали и добропорядочности. Зачастую народные избранники скрывают от общественности совершенные в прошлом аморальные поступки и порочащие факты биографии. Однако все тайное рано или поздно становится явным. Чаще всего — уже после выборов.
Отраслевое законодательство предусматривает обязанность кандидатов в депутаты подавать декларации, в которой содержится исчерпывающая информация о лице, за исключением конфиденциальной.
Свободный доступ к данным об имущественном состоянии кандидата позволяет осуществлять эффективный общественный контроль над прозрачностью избирательного процесса и способствует принятию гражданами более осознанного решения во время голосования.
В то же время общественный контроль моральной добропорядочности потенциальных народных избранников затруднен из-за отсутствия соответствующей правовой регламентации.
Учитывая это, сами же парламентарии внесли на рассмотрение Верховной Рады законопроект №8388 от 21.05.2018, который предусматривает внедрение механизмов оценки кандидатов в народные депутаты Украины на предмет отсутствия в их прошлом действий, противоречащих общепризнанным нормам морали, правам и свободам человека и гражданина, а также законным интересам общества и государства.
Так, предполагается, что совершенный в прошлом аморальный поступок будет основанием для принятия Центральной избирательной комиссией решения об отмене регистрации лица в качестве кандидата в депутаты.
Кроме того, нардепы предлагают создать Международный совет добропорядочности, члены которого будут назначаться по представлению Группы государств по борьбе с коррупцией.
Вывод МСД о совершении кандидатом в депутаты поступка, противоречащего общим нормам морали, правам человека, законным интересам государства и общества, в обязательном порядке повлечет за собой отмену ЦИК его регистрации.